Сайт ветеранов войны в Афганистане, воинов-автомобилистов 126 отдельного автобатальона
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетители за сутки:
storozh
Форма входа

Идет колонна
Наша кнопка

Поиск
Адресная книга
  • Форма заявки
  • Наш опрос
    Как должна выглядеть эмблема батальона?
    Всего ответов: 252

    Будем честны и кратки.
    Эти воспоминания я написал, прежде всего, для своих друзей. Рассказывая о тех событиях, свидетелем и участником которых я являлся, я напоминаю о том, что мы вместе с друзьями пережили. Участникам этих событий легче понять практические и личные решения, которые приходилось принимать мне как командиру. Нам всем, и командирам, и подчинённым, пришлось испытать многое: что значит уехать без семьи в неизвестную даль, в Забайкалье, из города Йошкар-Ола (Марийская АССР), где тогда находилась наша часть. Начальником строительства ракетно-ядерного комплекса в Йошкар-Оле был полковник-инженер Питалев Герман Михайлович. Он мне запомнился очень энергичным, подвижным, исполнительным, честным человеком, заботливым командиром. Молодой, общительный, полон надежд, жизни. Он человек исключительной честности, благородства. Молодому поколению двадцать первого века то время, наполненное глубоко волнующими для нас событиями, о которых, я, свидетель, рассказываю, сейчас нередко представляется седой стариной. Поэтому, повествуя о том, что довелось пережить мне и моим подчинённым, я хотел бы помочь нынешней молодёжи осмыслить и понять патриотическую атмосферу, царившую в то время.
    Однажды в один прекрасный весенний день меня вызвали в Главное Управление Специального Строительства Советской Армии, где нас, командиров, в кабинете встретил генерал-полковник-инженер К.М Вертелов. На стене висела огромная карта Сибири, на его столе лежала карта Забайкалья. Была поставлена задача по передислокации части в Забайкалье для строительства рокадной автомобильной дороги Улан-Удэ-Чита.
    Итак, цель поставлена!  Есть такое великое слово - "надо", которое всё расставляет по своим местам. Было принято решение об отправке части в город Петровск-Забайкальский в распоряжение 159 Отдельной 'дорожно-строительной бригады, которую формировал инженер-подполковник Ю.В. Субботин. На второй день нас вызвали на приём во второй дом Генерального штаба Министерства обороны. Принимал нас заместитель Министра обороны по строительству и расквартированию войск генерал армии А.Н. Комаровский. Мы обсуждали значение рокадной дороги для экспедирования народно-хозяйственных и военных грузов. По возвращении в свою часть, которая стояла на площадке Ноль (её называли Нолька) в 10-и километрах от города Йошкар-Ола, я собрал всех на планёрку.
    (Офицеры 126 ОАБ)
    Все чувствовали, что предстоит переезд, Но не знали куда. А я, командир, приехал только что из Москвы и привёз новости. И чтобы служба мёдом не казалась, я сообщил, что нам предстоит переезд в далёкое Забайкалье.
    Всеобщее неудовольствие вызвало то обстоятельство, что опять приходилось уезжать без семьи, поскольку в Забайкалье не было жилья (хотя мы уже привыкли к этому, ведь это был уже седьмой переезд части). Но мы уже давно уяснили, что в жизни нужно рассчитывать только на самого себя. Это более надёжный вариант, и мне пришлось им об этом ещё раз напомнить:
    1) Автомобильный батальон нашей части формировался в 1960 году в городе Тирасполе, входившем тогда в Одесский военный округ. Формированием занимался танкист-подполковник Ковалёв Иван Сергеевич. И с этого времени часть поступила в распоряжение Главного Управления Специального Строительства по строительству ракетно-ядерного комплекса.
    2) Далее последовала передислокация в Уральский военный округ - в город Нижний Тагил.
    3) Затем был переезд в Сибирский военный округ, город Тюмень, станция Богандинская.
    4) Позднее передислокация в Туркестанский военный округ, станция Тюра-Там, Байконур.
    5) В 1967 году часть передислоцировали в Московский военный округ в Кострому, посёлок Сусанино.
    6) После Костромы - переезд в Приволжский военный округ, город Йошкар-Ола
    7) И последний переезд части в Забайкалье, город Петровск-Забайкальский.
    Перед страной открывались новые перспективы строительство рокадной автомобильной дороги в Забайкалье. Речь шла об экспортировании транспортной системы для нужд хозяйства страны.
    Итак, офицеры получили заряд энергии и указания на отправку личного состава и автотранспорта и разошлись выполнять задачи, подготавливать семьи к отправке домой. Мне также пришлось отправить семью в Москву. Всё эти меры позволили выполнить отправку трёх эшелонов, и началась подготовка к передислокации: погрузка техники, имущества 1-ой роты старшего лейтенанта Е. Добрышкина. Начальником эшелона был назначен заместитель командира по хозяйственной части - майор П.И.Краснов. Вторым эшелоном шла 2-я рота. Начальником эшелона был начальник штаба, майор В. Бережной. Третьим эшелоном шла 3-я рота капитана А.В Новикова и ремонтная рота старшего лейтенанта А.П.Старцева. Этот эшелон возглавил я

    (Подполковник Дорошенко В.Ф.).
    Для сдачи подвижной автомобильной ремонтной мастерской 3 (ПАРМ-З) пришлось оставить заместителя командира по технической части майора Легкодыма Ивана Васильевича и отделение ремонтников. Медицинскую часть возглавлял врач части, лейтенант Василий Васильевич Лябин, отличный специалист, потрясающий, удивительный человек.
    Железнодорожные эшелоны по сорок платформ и вагонов каждый отправились до места назначения в Забайкалье. Необъятные сибирские просторы! На одной из стоянок эшелона в вагон вошёл капитан и, представившись, доложил, что он,Халитов Альфред Усманович, назначен к нам в батальон на должность заместителя командира по политической части вместо заболевшего майора Яничкина Анатолия Дмитриевича. Он рассказал, что в 1971 году окончил историко-филологический факультет Казанского университета им. Ленина. А срочную службу проходил в артиллерийских частях в Туркестанском военном округе. 
    Забегая вперёд, хочу сказать, что он оказывал мне огромную помощь в воспитании рядового, сержантского и офицерского состава. В части не было "дедовщины", хотя имелись нарушения воинской дисциплины. Были и аварии, но катастроф, слава Богу, не было. По прибытии "молодого пополнения" водителей, мы их обучали в течение месяца вождению машин, а потом подсаживали их к старослужащим водителям, они были "стажёрами", и на машинах с правой стороны лобового стекла и на заднем борту кузова выставляли транспарант "Ученик". Уже по прибытии в часть "пополнения", я, командир части, принял решение поговорить "по душам" с молодёжью, пока готовилось обмундирование, и топилась баня. Беседа длилась несколько часов, разговаривали обо всём, что интересовало солдат. Разговор был необходим также для того, чтобы не допустить "дедовщины". Я инструктировал, как нужно действовать, если кто-то издевается, к кому обращаться и т.п. После меня беседу проводили капитан А.У. Халитов и начальник штаба майор В. Бережной. Такие разговоры давали положительные результаты: никто из солдат не покинул часть, никто не был осуждён за нарушения. И наконец, нами проводился жестокий контроль на трассе и в казарме после отбоя. Вот таким образом искоренялась "дедовщина" и нарушения воинской дисциплины.
    Несколько слов о капитане Халитове. Он показал себя эрудированным, хорошо воспитанным, внимательным человеком. Человек с большой интеллектуальной силой. Это мощная, притягательная, мыслящая и ответственная личность. Такие вот люди! Работая с ним, я пришёл к выводу, что важнее всего не только сильный характер, но и осознание цели в свой жизни, движение к этой цели. Для него такой целью было воспитание достойного солдата, личного состава. Несмотря на молодость, он уже научился справляться с серьёзными задачами. С каждым днём он набирался опыта, правильно решал задачи по воспитанию личного состава части. Он был беспредельно жизнелюбив и столь же гостеприимен. Когда же его выдвинули по службе на должность Заместителя начальника политотдела бригады, мы были рады за него.
    Подъезжаем к Байкалу: каждый уголок нашей огромной страны имеет свои прелести, необходимо только их разглядеть. События оказывают на воображение человека такое же действие, как время влияет на того человека, кто много ездил и много повидал. И кажется, что этот человек живёт на свете давным-давно. И чем богаче и ярче история народа, тем скорее ложится на неё отпечаток древности.
    Итак, Байкал. Открыть Байкал для России суждено было енисейскому казаку Курбатову Афанасию Ивановичу, который более трёхсот лет тому назад побывал со своей казацкой дружиной в этих удивительных краях. Он первый принялся составлять "чертёж Байкалу и в Байкал падучим рекам и землицах..." По приказу Петра I в Нерчинске построили сереброплавильный завод, а в Петровске-Забайкальском железоделательный завод. С этого и началась развиваться промышленность Забайкалья. Откуда пошло название озера Байкал? Долго спорили по этому поводу учёные. Одна из гипотез гласит: на якутском языке "бай" означает "богатый", "кель" - "озеро" - "богатые воды". Именно так переводят название озера якуты, потомки местных жителей курикан. Впрочем, так же оно звучит и на языках других тюркских народов. Как ответить на вопрос, сколько лет Байкалу? На этот вопрос учёные, занимающиеся изучением Байкала, до сих пор ищут ответ. Предполагались различные способы определения возраста озера... и получались различные результаты: от нескольких тысяч до нескольких десятков миллионов лет. Кто прав? Как проверить эти гипотезы? Глубина озера достигает 1620 метров. По одной из версий 20 миллионов лет назад в Сибири случилось сверхмощное землетрясение, в результате которого на большой территории опустилась земля и образовалась огромная впадина. Эта яма, как рана на теле планеты, прорезала реки и горы, лесы и степи, род землю ушли все живые и неживые обитатели тех мест. Только быстрые горные реки не прекратили своё течение. Они устремились в провал водопадами, и долгие годы заполняли его. Сейчас в Байкал впадает более 300 рек, им потребовалось около 400 лет, чтобы заполнить каменную чашу. Насколько это много - судите сами. В котловину Байкала можно было бы вылить воду 110-и таких морей как Азовское. Байкал - жемчужина Сибири. После Иркутска кажется, что вдруг за поворотом, лежит на земле большой отвалившийся кусок неба. Что за чудо! Но как только пройдёт первое изумление, замечаешь отблески солнца на голубой глади, сливающейся с горизонтом. Море. Огромное, бескрайнее море, которое не окинешь глазом. Вода прозрачна, необыкновенна, сквозь неё видно дно. Берега гористы, покрытые лесами. "Богатое озеро" изобилует рыбой. Знаменитый омуль - "царская рыба". Но и это благоденствие нарушают природные стихии. В 1950-м и 1959-м годах на Байкале были сильные землетрясения. Разрушению подверглись дома, дороги. Из-за обвалов на железной дороге было остановлено движение поездов. Байкал не перестаёт удивлять людей. Нрав этого старейшего в мире озера и сегодня до конца не изучен. Но красота края завораживает. Это можно почувствовать, только побывав на месте. Воистину, природа Байкала удивительна и чудесна!
    Эшелоны шли около 12-15 дней до станции Петровск-Забайкальский. Наш последний эшелон был остановлен на участке, проходившем вокруг Байкала. Перед этим несколько суток подряд шли страшные ливни, реки вздулись, потоки бешеной воды сметали всё на своём пути. Не остановила разыгравшуюся стихию и насыпь железной дороги. Сильные обвалы размыли полотно, эшелоны с двух сторон остановились, в том числе и наш. Ремонтные бригады из Иркутска и Улан-Удэ работали днём и ночью, освобождая железнодорожное полотно от упавших камней и деревьев и занимаясь восстановлением движения поездов, которые стояли с двух сторон впритык друг к другу.
    Мы стояли на путях всего в нескольких метрах от воды" Решили искупаться, но вода оказалась очень холодной. Тем не менее нам всё-таки удалось помыть ноги и постирать портянки. А на одной из вершин сопок мы увидели огромный бюст Сталина, который был виден со всех сторон по ходу движения поезда.

    (Горное ущелье. Здесь советские воины тоже проложат дорогу жизни. 1971 год. Забайкалье)
    Поезд движется так извилисто, что видишь то переднюю часть локомотива, то последние вагоны. Здесь, в Забайкалье, мы почувствовали величие гор, а себя песчинками в этом огромном мире. Именно в высокогорье происходит переоценка ценностей. Эшелон подходит к станции Петровск-Забайкальский, на перроне нас встречают представители отдельной дорожно-строительной бригады: заместитель командира бригады по тылу, подполковник Некрасовский Леонид Моисеевич, заместитель командира бригады по технической части подполковник-инженер В.А. Шевченко, офицеры нашей части. Нам было определено местоположение части на восточной стороне села Новопавловка, что в сорока километрах от города. На перроне станции установлен памятник-обелиск декабристам. Город окружают сопки, поросшие лесом. Возвышается над городом сопка декабриста Лунина, продуваемая всеми ветрами. Когда мы вместе с инженером-подполковником В.А. Шевченко (с которым мне пришлось служить на Байконуре) поднимались на вершину сопки Лунина, мы чувствовали, что не остаётся сил на эмоции. Один восторг! Весь мир как на ладони! Сопки, тайга. Слова ни к чему. Мы молчим. Спускаемся, то и дело приземляясь на пятую точку. Ноги уже не гнутся. Но нужно двигаться дальше, на станцию Новопавловка, мы прибыли на станцию Новопавловка 1 августа 1971 года. Это большое село. Из объектов только лесопромышленный комплекс, угольный разрез и сопки, сопки, тайга...  Часть расположилась на восточной окраине села, на опушке леса. На станции нас встречал майор Науменко, командир дорожно-строительной части. Он прибыл со своей частью из Костромы и уже начал собирать сборно-щитовые дома и казармы для личного состава. Ему была поставлена задача построить городок для двух наших частей: солдатскую столовую, штаб, солдатский клуб, казармы, а также построить в селе два сборно-щитовых дома для офицеров из частей. Личный состав поселился в палатках. И у костров на ночных стоянках из-за того, что было холодно, неунывающие ротные остряки смеялись, что у отчаянно мёрзнувших солдат "с одного бока июль, а с другого декабрь".
    Строительные материалы поступали на станцию ежедневно. Разгрузкой занимались военные строители командира дорожно-строительной части Науменко. Доставкой грузов занимался полковник Некрасовский Леонид Моисеевич, который неутомимо днём и ночью звонил, слал телефонограммы и заявки в Москву и в близлежащие строительные организации Сибири на строительные, горюче-смазочные материалы, битум, железобетонные изделия. Я запомнил его как чуткого, надёжного, умного и трудолюбивого человека. В нём был сильный внутренний стержень, поэтому на него можно было всегда и во всём положиться.
    Поскольку до трескучих забайкальских морозов необходимо было успеть вселить личный состав в казармы, военные дорожники работали без перерыва. Одновременно силами нашего водительского состава и ремонтников авторемонтной роты А.П. Старцева начали строить склад запасных частей, пункт технического обслуживания и цеха: моторный, сварочный, кузовной, аккумуляторный и др. Автомобильный парк обнесли изгородью из колючей проволоки, установили вагончик под КТП (контрольно-технический пункт), разграничили стоянки между ротами, покрасили столбики белой краской. Предварительно выровняли землю грейдерами, скреперами, прокопали водосливные канавки. В каждом подразделении поставили машины ПАРМ-1. Невдалеке оборудовали, огородили изгородью и покрасили белой краской подъезд к складу горюче-смазочных материалов. Обустроили заправочный пункт автомобилей. Этой работой занимались начальник горюче-смазочных материалов, старший лейтенант А.А. Дроздов, кладовщик, старшина В.Н. Резник и личный состав. Автомобильный парк и склад горюче-смазочных материалов выделялся своей непривычностью на фоне сибирской земли. Автомобили, КрАЗы, МАЗы и ЗИЛ-555 ежедневно выезжали в рейсы, перевозили строительные материалы, балки мостовых пролетов, трубы. Перевозили грунт в выемки, отсыпали полотно дороги и сборно-щитовые изделия для казарм. В соседнем селе Тарбагатай стояла воинская механизированная дорожно-строительная часть, которой командовал майор А.И. Зданчук. Он обеспечивал строительство дороги специальной техникой: экскаваторами, скреперами, бульдозерами, катками и т.д. Так и работали три части на одном из передовых участков дороги в производственном тандеме.
    После 15 августа 1971 года началось постепенное понижение температуры, ежедневно на один градус. Начал падать снег, а в январе 1972 года начались трескучие сибирские морозы, которые достигали отметок в -50 -53 С. От морозов ломалось железо, трескалась резина, с трудом заводились двигатели машин. При буксировке машин колёса шли юзом, скользили, а масло в двигателях, коробках передач и задних мостах застывало, двигатели ломались. Лопались блоки, так как мы их заливали водой (вместо антифриза, которого не было). Пришлось дать указание каждому водителю, чтобы имели при себе проволоку, с помощью которой при замерзании нужно было прочищать отверстие сливного краника блока двигателя. Мы ставили две-три машины в тёплый бокс мастерских и утром заводили машины с буксира, хотя это и не положено. Мы сделали из листового железа поддоны-жаровни, в которые заливали солярку, зажигали их и ставили под картер двигателя, коробку передач и задний мост. Таким образом заводили машины, которые выходили в рейс.
     
    (Дорошенко с командиром 1720 ОБМДР подполковником Зданчук А.И)
    Только на следующий год нам привезли оборудование: печь работала на солярке, а трубы развели по подразделениям для 1-ой, 2-ой и 3-ей роты. Трубы имели подводку к двигателям и картерам задних мостов. К ним подавался горячий воздух, благодаря чему машины заводились быстрее. Когда я описываю морозы в Забайкалье, у меня всплывает в памяти служба в Германии. Там была похожая ситуация. В Германии я служил в боевых частях и инженерной части. Инженерная часть располагалась в городе Карл-Маркс-Штадт (Саксония) при Советско-германском акционерном обществе "Висмут". Я участвовал в вывозе урановой руды из Саксонских и Тюрингских шахт. Город Иоганн-Георген-Штадт, в котором дислоцировалось подразделение по вывозу руды, находится на высоте 1200 метров над уровнем моря. Зимой, когда морозы доходили до -30, мы создали "адскую машину" -установили на тележке коробку передач с электромотором с гибкой заводной рукояткой. Чтобы завести машину, мы включали первую передачу, вставляли в храповик коленвала ручку, и двигатель заводился. А прогрев двигателей ночью дежурными водителями и в Германии, и в Забайкалье результатов не давал, и многие двигатели размораживались, трескались блоки, сливные краники замерзали. И спасти двигатели мы не успевали. А сибирские морозы продолжали лютовать. И над селом подпирали небо столбы белого дыма, валившего из труб изб. Солдатам, прапорщикам и офицерам выдавали валенки, ватные брюки, а офицерам ещё и полушубки. До января военный строители успели поставить три казармы, и мы поселили 1 -ую, 2-ую и 3-ю роты. В казармах температура достигала +14+16 С. Мне и начальнику штаба майору Бережных пришлось жить в вагончике, который промерзал насквозь: внутри на стенах изморозь, иней; хотя истопник топил всю ночь, приходилось спать одетым: в валенках, брюках, не снимая полушубка и с завязанными на тесёмках шапками-ушанками. Домашние вещи начальствующего состава хранились в палатке: холодильники, радиоприемники, телевизоры и т.д. Но здесь они не понадобились. Только на следующий год, когда были достроены в селе два сборно-щитовых дома, эти вещи перевезли в комнаты. Хочу заметить, что, несмотря на такое хранение, аппаратура впоследствии работала хорошо. Строительство казарм, клуба, штаба и овощехранилища продолжалось всю зиму. Заместитель командира по хозяйственной части, майор П.И. Краснов построил овощехранилище, он заготавливал в соседних сёлах овощи и закладывал их на хранение в зимних условиях. Кроме того, он построил свинарник, который находился за частью. В колхозе закупили поросят, и в части, таким образом, образовалось подсобное хозяйство из 15 свиней. Потом водителям, уходившим в ночную смену, выдавали сало, да и на праздники улучшали рацион солдатской кухни. Так постепенно налаживался солдатский быт. Однако насыщенные заботами будни по строительству дороги, заслонили на некоторое время мысли о "семье". Пока строились два дома в селе, офицеры жили на частных квартирах, но по мере готовности домов прапорщики и офицеры обеих частей получали комнаты, приезжали их семьи. Жизнь на трассе, в автопарке и в расположении части шла своим чередом.
    В том же 1971 году меня избрали поселковым депутатом села, и на заседании совета было принято решение: дать населению близлежащих сёл (Зугмары, Талбага, Новопавловка и Хохотуй) телевизионный сигнал, поскольку из Петровска-Забайкальского сигнал не доходил: мешали сопки. Со связистами района договорились о том, чтобы мы прокопали траншею на одну из сопок, уложили и засыпали кабель. Вышку ЛЭП взялись установить связисты организации, которая вела линии ЛЭП. Организацию возглавлял начальник Беседин Виктор Дмитриевич. Мы выделили несколько солдат для этих работ. Контролировал "стройку" мой заместитель по политчасти Э.Б. Краснопольский. Все работы были завершены к новому 1972 году. Старшего лейтенанта Старцева я отправил в Москву закупить четыре телевизора "Темп" и духовой инструмент для художественной самодеятельности части. На Новый год я разрешил солдатам после "отбоя", когда они уже были в постели, посмотреть телевизор: программу "Время". Местные жители сёл также смотрели первый раз телевидение. Затем они нас поблагодарили за представившуюся возможность. Однако потом случилось непредвиденное: через два дня, ночью буряты из села Зугмары отрыли два метра траншеи и обесточили кабель на сопке. Они объяснили свой поступок тем, что эта сопка для них является священной (на кустарниках у них висели ленточки). Спустя какое-то время на депутатском совещании подняли вопрос об антисанитарном состоянии колодца в этом же селе Зугмары. И я выехал на "рекогносцировку" местности, которая представляла собой настоящую миргородскую лужу (болото), точно по Гоголю. Посреди села стоит колодец, окружённый болотом, ходят козы, собаки, кошки, гуси, утки. В самом болоте плавали дохлые собаки и кошки. И эта территория занимала примерно полгектара. Я осмотрел колодец. Из части вызвал командира роты, капитана Н.Г. Белого.
     
    Бывший командир роты автобата капитан Н.Г. Белый. (подполковник Белый. Украина. 1985 год).
    Я приказал ему взять в ближайшее воскресенье 15 самосвалов ЗИЛ-555 и решить вопрос с погрузкой дресвы (крупный песок): отсыпать вокруг колодца; а грейдер, который нам предоставил командир части Зданчук, должен был привести территорию в порядок. И уже вечером капитан Белый доложил о том, что приказание выполнено. В понедельник, предварительно мне позвонив, приезжает в часть председатель поссовета Ц. Цыренов. Он сообщил, что буряты объявили забастовку и требуют вернуть колодец в первоначальное состояние. Мы поехали в село вместе с заместителем командира по политической части Э.В. Краснопольским (его трагический уход из жизни нас всех глубоко потряс). Приезжаем. Видим: сидят старики-буряты, старухи, курят. Лица у них плоские, как блюдце, изрезаны морщинами. Они глядят на нас глазами, напоминающими пол-луны. И молчат. Молодежь в стороне стоит, щёлкает кедровые орешки и тоже молчит. Говорю Цыренову: скажи, что я не буду ничего переделывать - полнейшая антисанитария. Пусть берут воду из горной речки Хилок, которая протекает рядом с селом. И мы уехали, оставив Цыренова с его соплеменниками. После недельной "неаполитанской забастовки" (когда человек на работе, но не работает), буряты стали брать воду из колодца.
    Достойна внимания также ещё одна история. В один прекрасный июньский день на контрольно-технический пункт автопарка пришёл егерь Новопавловского леспромхоза Марченко и привёл с собой четырехмесячного медвежонка. Егерь рассказал нам, что он больше не может держать дома медвежонка, жена недовольна, просит отвести его в тайгу. Но в лес его нельзя отправить, он ручной. Он привык к людям и в лесу просто не выживет. Марченко рассказал также, что Миша (так звали медведя) постоянно устраивает в квартире беспорядок: карабкается по занавескам, срывает их, изорвал когтями обои и поцарапал мебель. Егерь нашёл его маленького (совсем комочек), в тайге. По-видимому, он потерялся, охотники вспугнули медведицу и она убежала. Пришлось забрать его в дом, где он стал любимцем егеря. Егерь попросил пристроить куда-нибудь медвежонка. Мы приняли решение оставить его в автопарке и поставили его на котловое довольствие. По просьбе рядового Криваченко (бывшего колхозника-скотника) назначили его присматривать за зверем. Он сколотил будку, протянул железную проволоку по земле и привязал медведя верёвкой. И когда машины уезжали или возвращались из рейса, медвежонок вскакивал на подножку кабины и получал свою порцию сахара. В остальное время он катал автомобильные покрышки, и ему очень нравилось, когда дневальный ему подыгрывал. Со временем медвежонок вырос, съедал целое ведро каши. Его пришлось посадить на цепь. Всё это время он был забавой для солдат: они боролись с ним, научили делать подножки и укладывать на лопатки. Таким образом, Миша был помощником дежурным, дневальным и охраной одновременно. В воскресные дни часто приходили школьники, чтобы посмотреть на медведя, увидеть, как он играет со скатами и резвиться. Поскольку командира третьей роты А. Новикова перевели в другую часть (именно он отвечал за медведя)" тот взял его с собой. А далее связь с ним прекратилась.
    Запомнилось мне и посещение Новопавловской сельской школы, где тогда в 6-м классе училась моя дочь. Кабинеты школы встретили меня запахом "черемши". Хотя местные этого запаха даже не ощущают. Директор школы Воробьёва Е.В. попросила меня оказать посильную помощь в оборудовании кабинета труда (технологии): для обучения старшеклассников специальности водитель, нужна была машина или хотя бы двигатель со списанной машины. Автомобиль они изучали до этого по плакатам и некоторым деталям. Я обсудил этот вопрос с заместителем командира по технической части И.В. Легкодымом и с командиром ремонтной роты, капитаном А.П. Старцевым. Мы пришли к выводу, что можем помочь школе и предоставить ей списанный автомобиль. Машину восстановили, покрасили. Затем её отбуксировали в школу. Чтобы вкатить машину в кабинет технологии, предварительно разобрали стену 1-ого этажа, затем стену восстановили, а выхлопную трубу вывели наружу. Какое счастье было в глазах школьников, как они радовались, что двигатель работает!
    Анатолий Павлович Старцев - это образ внешне резкого, честного человека, при этом - оголённые провода, добрая, вибрирующая, мятежная душа. Исполнительный, добросовестный. Он организовал, а затем и руководил рок-группой части, которая выступала с концертами в Новопавловских домах культуры "Шахтёр" и "Разрез". Слава о рок-группе разошлась по всем близлежащим сёлам Баляга, Тарбагатай, Торбага, Хохотуй, где они также давали концерты. Кроме того, по просьбе директоров школ в майские и июньские дни он как военрук проводил с учащимися 7-8-ых классов военно-спортивную игру "Зарница", а с учащимися 9-10-ых классов военно-спортивную игру "Орлёнок". С какой радостью ученики участвовали в играх: разведка, строевые приёмы, наступление, бой, отработка тактики и военная топография. От директоров школ мы получали грамоты, самому Старцеву А.П. также вручали похвальные листы.
    Женсовет в праздничные дни организовывал в складчину вечера, в которых участвовали офицеры из двух ДОС-ов. Здесь особенно отличилась дружная музыкально-песенная семья старшего лейтенанта Лучникова Ивана Владимировича, который виртуозно играл на баяне, и его супруга, певица и баянистка Алевтина Сергеевна, которая была руководителем хора при доме культуры "Шахтёр". Офицер И.В. Лучников проявил себя как строгий, исполнительный командир. За отличные организаторские качества, он был выдвинут на должность начальника штаба. Он такой и в жизни. Хороший, порядочный человек, который дорожит своей репутацией. За эти качества я его и уважаю. Он классный парень! Командир высокой пробы. Он непоколебим в своих решениях, как скала Гибралтара. Его жена, Алевтина Сергеевна, прекрасная женщина, у неё хороший голос, она виртуозно играет на баяне; она добрая мать и к тому же - ангел во плоти. Они любят друг друга искренней любовью, и именно в этом секрет прочного союза.

    (Распадок с бурным горным потоком. Здесь будет мост и 15 метровая насыпь. Забайкалье. 1972г)
    Наша часть продолжала работать по распорядку, вкладывала физические и душевные силы в строительство дороги. Мы шли через каменные кручи, через узкие, сумеречные коридоры падей и распадков, где кипели седые от пены ручьи. В тайге по солнцепёкам зеленел брусничник, стоял будоражащий запах багульника и нагретых лиственниц. Постепенно готовые участки дороги вступали в свои права. Автомобильные роты постепенно продвигались вперёд к городу Хилок и занимали авангардные позиции.
    В январе 1974 года личный состав части откликнулся на Обращение личного состава гвардейского мотострелкового Порт-Артурского Краснознамённого Орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого полка Ордена Ленина Забайкальского военного округа. На общем собрании части были взяты обязательства добиться досрочного выполнения пятилетнего плана. Вот те рубежи, к которым стремились автомобилисты части. "Для нас нет долга выше, чем самоотверженное и безупречное служение Родине", - это высказывание свидетельствует о патриотическом понимании долга личным составом части.
    Безупречное выполнение служебных обязанностей по воспитанию личного состава (этой работой занимался заместитель командира по политической части, капитан Э.Е.Краснопольский) сыграло положительную роль в выполнении ударного труда на строительстве дороги.
    Обращение воинов-автомобилистов нашло горячую поддержку среди солдат, сержантов и офицеров дорожно-строительной бригады. Они приняли на себя выполнение высоких социалистических обязательств. Это был подлинный патриотизм, самой высокой пробы и величайшей чистоты. Личный состав на собственном примере убедительно доказал и себе и бригаде, что нет на Земле большей силы, чем сплочённые приказом товарищи, выполняющие поставленную задачу.
    В одно прекрасное утро в часть приехал комбриг Ковшов Владимир Дмитриевич. Высок, строен, лаконичен, он обладал зычным командирским голосом. Осмотрев расположение части, мы поехали на участки дороги, где подразделение капитана Егорова строило насыпь для полотна дороги. Комбриг остался доволен работой на выемках и других участках. Но без замечаний всё же не обошлось, нужно было устранить некоторые недостатки. Затем мы возвратились в часть - пообедали в солдатской столовой.

    (Это еще не автодорога, а полуфабрикат)
    Наблюдая за поведением этого человека, я впоследствии понял, что, к чему бы ни прикасался Владимир Дмитриевич, всё приобретало планетарный размах. Он ставил перед собой главную задачу, которая состояла в следующем: объединить и сосредоточить усилия личного состава бригады на неотложных и узловых проблемах, сдать автодорогу в срок. Он был твёрд в своём слове и неуклонно стремился к свой цели. Можно сказать, точен как полнолуние. И во время службы в Казахстане, в Сары-Шагане и других точках, на каждом, этапе своего жизненного пути он всегда чётко определял для себя приоритеты. Его цели были важны для страны, а мысли сразу находили своё воплощение. Благодаря его энергии и организаторским способностям, в работе дорожных частей происходили изменения: повысился объём земляных работ. Я пишу о нём как о человеке, отличавшемся категоричностью суждений и добрым нравом, способностью сближать людей. Он мотался по трассе днём и ночью, вникал буквально во всё: почему стоит экскаватор, какие запчасти ему необходимы, сколько самосвалов обслуживает данный участок, сколько отсыпано полотна дороги, сколько заасфальтировано, как поступают строительные и горюче-смазочные материалы и т.д. Можно задать вопрос, почему В.Д. Ковшов всю свою жизнь отдавал такой неистовой, всепоглощающей работе? Он не мог жить иначе. Смысл всей его службы заключался в непрерывном творческом труде. Он стремился раскрыть самого себя, реализовать свои мысли и чувства. В этом исступлённом труде командира была огромная радость организатора - радость созидания, счастья творить для народа свой страны и Забайкалья - сдать участок дороги в отличном состоянии.
    Командир ремонтной части Юрченко Александр Семёнович также внёс свой вклад в успешное строительство дороги. Он сумел изыскать резервы в ремонте дорожных машин, которые часто выходили из строя, вгрызаясь в непреступные скальные породы" добывая грунт для отсыпки выемок и полотна дороги. Юрченко был молод, счастлив, напорист. Это не только сильный характер, он чётко осознавал задачи, доставленные перед ним и всегда двигался к цели. Ещё одна характерная его черта: он обладал редким качеством чуткости и сердечности, хорошим чувством юмора и весёлым фонтанирующим темпераментом.
    Я часто ходил пешком, без машины, из ДОС-а села через сопки и лес в часть. С каким внутренним волнением поднимался я на высокий склон сопки и слушал утреннюю неподвижную тишину, вдыхая острый смолистый запах. Здесь есть всё, что может быть на земном шаре. А о забайкальском воздухе я даже и не говорю. Это действительно нечто особенное. Насыщенный лесом, очищенный электрическими разрядами высот, он кажется неким целебным напитком. И не вдыхать его нужно, а пить, небольшими глотками, соблюдая, разумеется, осторожность, чтобы не вызвать с непривычки головную боль. Таким образом, я приходил в часть к шести часам на подъём личного состава и контролировал выполнение распорядка дня. В жизни каждого человека происходит порой что-то очень важное и значительное, а для окружающих это может остаться незаметным. 
    Событие? Случай? Закономерность? Они становятся вехами на жизненном пути? И да и нет. Но именно от них мы начинаем новый отсчёт времени. Для нас случившееся главное. Так было и в моей судьбе. За трудные и долгие годы ХХ-ого века:
    - Война;
    - оккупация;
    - 1944 год, "последний военный призыв";
    - 17-ый отдельный артиллерийский полк
    - 1945 год, конец войны; окружная школа орудийных мастеров. Город Вознесенск (Николаевская область, УССР) Одесского военного округа;
    - группа Советских войск в Германии, города Шверин и Магдебург.
    - Одесский военный округ, город Николаев;
    - Уральский военный округ, город Нижний Тагил;
    - Сибирский военный округ, город Тюмень;
    - Туркестанский военный округ. Байконур.
    - Московский военный округ, город Кострома, посёлок Сусанино (Костромская область);
    - Приволжский военный округ, город Йошкар-Ола;
    - Забайкальский военный округ, город Петровск-Забайкальский.
    Вспоминается песня, сочинённая военными строителями, бардами полигона Байконур:
    Засыпают пески,
    Ночью там холода,
    Саксаул там растёт,
    Привозная вода.
    Тюра-Там, Тюра-Там,
    Никогда не забыть тебя нам.
    Как говорят, один переезд равнозначен двум пожарам. Хотя можно сказать, жизнь офицера во многом была типична для того времени. И всё равно нельзя рассказать обо всех переменах. Впрочем, я и не ставил перед собой эту цель. Я выбрал лишь основные, "поворотные" моменты в своей жизни. Это было время надежд. ... 
    Продолжение смотрите на форуме сайта в теме "История батальона от первого лица"
    Мы их помним
    Пользователи сайта
    Зарегистрировано на сайте:
    Всего: 497
    Новых за месяц: 2
    Новых за неделю: 0
    Новых вчера: 0
    Новых сегодня: 0
    Из них:
    Пользователей 273
    Проверенных: 219
    Модераторов: 1
    Админов: 3
    Из них:
    Парней: 326
    Девушек: 171
    Фото
    Шинданд, 2005 год
    О ролике выш читай
    Музыка
    Календарь
    «  Июль 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31
    Печать страницы
    Новости
    Архив записей
    Copyright MyCorp © 2017   Бесплатный хостинг uCoz