Сулейман Лаик: Вклад Советского Союза в поддержку Афганистана в наше время недооценивают
Вклад Советского Союза в поддержку Афганистана в наше время недооценивают
За последние несколько десятилетий западные аналитики, равно как и многие афганские политические и общественные деятели, в большинстве своем оценивают советское присутствие в Афганистане как сугубо негативное явление, принимая во внимание исключительно позицию моджахедов и не считаясь с тем, что НДПА и ее сторонники придерживались иной позиции. Подобная односторонняя оценка нивелирует значение важной помощи, оказанной Афганистану советской стороной, и многолетних дружественных отношений между двумя государствами – притом, что сложившиеся связи оставили важный след в истории регионального взаимодействия. Свой взгляд на советское присутствие, в том числе в сравнении с результатами миссии НАТО, а также проблемы и перспективы взаимодействия Афганистана с соседями по региону, представил в интервью порталу «Афганистан.Ру» один из выдающихся деятелей НДПА Сулейман Лаик.
Справка от Афганистан.Ру:
Сулейман Лаик родился в провинции Пактия на востоке Афганистана. Сулейман Лаик был одним из организаторов и видных политических деятелей Народно-демократической партии Афганистана и одно время занимал пост члена Политбюро ЦК НДПА. После апрельского («Саурского») переворота 1978 г. получил пост министра радио и телевидения. В период разногласий между фракциями «Халк» и «Парчам» Лаик был смещен со всех постов. В 1980 – 81 гг. Лаик занимал должность президента Академии наук Афганистана, в 1981 был назначен министром по делам народностей и племен. После падения правительства Наджибуллы Сулейман Лаик покинул страну и вернулся в Афганистан после свержения талибов, чтобы вновь заняться политической деятельностью.
Сулейман Лаик посвятил много лет журналистике, работая в различных государственных СМИ Афганистана. Его перу также принадлежат множество художественных книг, в том числе известные патриотические романы и поэтические сборники. Лаик является признанным ученым и академиком и, несмотря на преклонный возраст, продолжает работать с прежней энергией, занимая должность советника в Академии наук Афганистана.
Афганистан.Ру: Уважаемый профессор, спасибо за предоставленную возможность взять у Вас интервью. В этой беседе нам хотелось бы обратиться к исторической проблематике. Первый вопрос будет касаться двух значимых дат афганской истории, 27 и 28 апреля. В отношении событий, произошедших в этих числах с интервалом в 14 лет, существуют различные и противоречивые оценки. По Вашему мнению, чем отличаются эти события, и как Вы можете охарактеризовать их в целом?
С.Л.: Две указанные даты положили начало двум противоположным, конфликтующим тенденциям в жизни страны. 7-го саура [27 апреля – прим. ред.] к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана, которая придерживалась четких и ясных убеждений и примыкала к международному левому движению. Технические детали этого события также хорошо известны. В программе афганского левого движения, во главе которого стояла НДПА, утверждалось, что партия расматривает проблемы и вызовы, стоящие перед Афганистаном, с точки зрения классовых противоречий и с этих же позиций добивается решения экономических, политических и социальных проблем страны. 7-е саура было не таким, каким его воспринимают сейчас. Не думаю, что в этот день произошло нечто леворадикальное. Обвинения и упреки, звучащие в адрес этого движения, а также утверждения, что оно являлось коммунистическим и действовало исключительно с подачи Советского Союза, неверны, и все это происходило не так.
НДПА, членом которой я был, не смогла осуществить свою программу из-за того, что на события в Афганистане повлиял международный конфликт между двумя мировыми системами, капитализмом и социализмом. Развитые промышленные страны, принадлежавшие к капиталистическому лагерю, начали беспрецедентную и несправедливую борьбу, направленную на то, чтобы не допустить развития Афганистана по левому пути, и в этой войне они не отказывались ни от какого военно-политического вмешательства для того, чтобы подавить левое движение в стране, представлявшей для них интерес. Революция, начавшаяся в Афганистане 7 саура, столкнулась с огромными вызовами. Против нее восстал весь капиталистический мир, который считал, что если социалисты придут к власти в Афганистане, это окажет влияние на остальные страны Южной Азии, включая Пакистан, и Юго-Восточную Азию, что изменит политическое равновесие не в пользу капитализма.
Поскольку мы до самого конца были вынуждены защищать свою безопасность, территориальную целостность и независимость, нам просто не хватило времени на то, чтобы начать выполнение своей программы в ее первоначальном виде. Положение было очень опасным и грозило войной, и мы встали на защиту своей свободы. В тот период было исполнено много конкретных дел. Были построены школы, больницы и заводы. При этом страны региона к западу и востоку от Афганистана также были противниками левого курса, избранного нашей страной, и вмешались в наши дела, вступив в относительные или всесторонние сговоры с враждебно настроенными государствами. Во время революции в Иране мы были исполнены самых радужных ожиданий в отношении господина Хомейни, который был знаком с мировой политикой и выдвигал лозунги, направленные против империализма и колониализма. Но даже он после прихода к власти резко осудил афганскую революцию. В этой ситуации только Советский Союз оказал всестороннюю поддержку Афганистану.
Нашей партией было также допущено несколько ошибок. На ее политику повлияли некоторые радикально настроенные члены, которые принялись ограничивать деятельность религиозных центров и мечетей.
Афганистан.ру: Господин Лаик, вы можете сказать, кто конкретно входил в число этих радикалов?
С.Л.: Мне бы не хотелось озвучивать их имена. Я не хочу задним числом объявлять войну, вступая в конфликт со своими вчерашними товарищами. Это были радикалы, желавшие выстроить свой путь отдельно от мулл и мечетей. Это не было разумным ни с моральной, ни с политической точки зрения, и делать этого не требовалось. У нас были более важные задачи. Мы должны были продолжить запланированную работу над политическими, социальными и классовыми вопросами. Нам следовало заняться решением насущных проблем, и наша позиция в отношениии духовенства и религиозных вопросов была ошибкой. Разумеется, она не была официально включена в нашу программу. Но в партийных структурах нашлись конкретные люди, которые, опираясь на собственные мысли и убеждения, воспользовались своим влиянием и служебным положением, чтобы заняться вопросами культуры. Нововведения в этой области не приносили нам никакой пользы, и в эту сферу действительно не было нужды вмешиваться.
Как член НДПА, сыгравший определенную роль в событиях 7-го саура, я приветствую самокритику. У меня есть своя точка зрения на все действия, которые совершались НДПА, и позвольте заметить, что я не являюсь оппортунистом и не отказываюсь от своих прошлых убеждений. Но это не означает, что я не в состоянии отличить черное от белого.
Народно-демократическая партия сумела сплотить вокруг себя целое поколение людей, мечтавших о развитии и прогрессе Афганистана. Членами этой партии были люди, преданные интересам Отчизны и делу мира во всем мире, прилагавшие все усилия для достижения международной стабильности и мирного развития. Помимо критики, следует иметь в виду, что НДПА была решительно привержена делу развития и прогресса Афганистана. Решения принимались не какой-то отдельной семьей, народностью или определенным человеком. Решения принимал народ. Но посмотрите, что произошло после 8-го саура! Племенные, этнические и клановые разногласия привели к еще более острым политическим противоречиям, и до сегодняшнего дня находящиеся у власти лидеры продолжают ссориться по тем же самым вопросам. После 8-го саура начали происходить совсем неприемлемые вещи: народность вставала на народность, хазарейцы ополчились против таджиков, таджики – против пуштунов, и даже север поднялся против юга. В эти реакционные и отбрасывающие страну назад события оказались вовлечены и официальные лица.
Не следует закрывать глаза на то, что в движении 7-го саура было допущено много ошибок. Те, кто совершал эти ошибки, уже признались в этом, и я как представитель этого же движения также не был застрахован от просчетов и открыто говорю об этом. Но после 8-го саура самокритики не было совсем. После апрельских событий 1992 года некоторые решили, что они уже арендовали себе место в раю, что они все понимают правильно, что люди больше не исповедуют религию и культуру этой страны и что все это было им чуждо. Они полагают, что члены НДПА были чужаками и были приведены в страну иностранцами. Между тем, в отношении как 7, так и 8 саура ясно одно: каждое из движений, пришедших к власти после этих событий, черпало поддержку у внешних сил.
Афганистан.Ру: Вы уже вкратце коснулись истории афганского лево-демократического движения. С какого времени началась деятельность этого движения в Афганистане?
С.Л.: Говорят, что левые не предложили ничего нового для истории. Это бессмыслица. Из истории мы знаем, что существуют противоречия, на основе которых формируются и развиваются новые общества. На деле противоречия внутри общества играют роль развивающего элемента. В обществе, лишенном подобной борьбы, не происходит столкновения мировоззрений и не возникает предпосылок для развития. Даже если не говорить о таком ярком явлении, как социализм, то в истории самого Афганистана вы можете увидеть такой пример, как конституционное движение. Были и другие примеры задолго до этого, в частности, движение шуайбитов, существовавшее на заре Ислама. Каждый раз, когда происходит какое-то негативное событие, оно сопровождается общественной реакцией. Мы не должны пытаться свести всю историю к социализму. История человечества с самого возникновения до наших дней своим развитием обязана тем самым противоречиям и классовой борьбе. Это главный фактор и движущая сила прогресса. Но это тема для университетских академических исследований, и здесь не место для обсуждения этого вопроса.
Сегодняшняя проблема Афганистана – это война. Мы должны перейти от войны к миру и расценивать войну как негативное явление. Война мешает прогрессу, и против нее должны восстать все классы.
Афганистан.Ру: Вы уже упомянули о том, что Советский Союз стал единственной внешней силой, поддержавшей левых в Афганистане. Но дружественные отношения между нашей страной и СССР были установлены еще задолго до событий 27 апреля 1978 года, не так ли?
С.Л.: Это приятный вопрос. Начало афгано-российских связей не имеет отношения к апрельскому восстанию, они существовали задолго до Саурской революции и ввода советских войск в Афганистан. Мы соседствуем с бывшими советскими республиками, и у нас с ними очень старые связи. Во времена СССР эти республики входили в состав единой политико-экономической системы, доходившей до афганских границ. Широкие экономические, политические и социальные отношения поддерживались между Россией и Афганистаном и до образования Советского Союза, но во времена СССР у нас было самое лучшее северное соседство. Я был еще молод, когда Советский Союз приступил к осуществлению своих первых проектов при первом правлении Мохаммада Дауд Хана. В те времена я работал журналистом и готовил радиорепортажи о крупных советских проектах.
Сейчас непроизвольно начинаю сравнивать те времена с сегодняшними. Прошло 16 лет с тех пор, как в Афганистане присутствуют международные силы – США, НАТО и прочие западные страны. Потрачены миллиарды долларов. Но вы не увидите введения в строй таких крупных проектов, как ГЭС «Наглу» и Саланг. Они не смогли даже отремонтировать эти объекты. Была потрачена огромная сумма на ремонт дорог, но дороги по-прежнему разбиты. При этом объект «Дарунта» и все экономические объекты, которые важны для любой страны с социально-политических позиций, были результатом деятельности бывшего Советского Союза.
Я постоянно слышу об американских деньгах и о том, что эта страна вложила в Афганистан 104 миллиарда долларов. Эти цифры хороши только на словах. Куда пошли эти капиталы?! Все разграблено, нет никаких результатов. Несмотря на все эти средства, мы не видим в стране ни одного промышленного предприятия, которое могло бы прокормить хотя бы 500 рабочих. При этом, разумеется, нельзя отрицать того, что было сделано за последние 14 лет. Были построены школы и больницы, усовершенствованы административные здания. Но эта работа не стоила 104 миллиардов долларов. На то, что было построено, ушло не более одного-двух миллиардов.
В свое время президент Наджибулла постоянно говорил: «Если бы у меня был миллиард долларов, вы не представляете, как бы я отстроил эту страну». Миллиард долларов был пределом его мечтаний. Но за 16 лет, несмотря на 104 миллиарда долларов и огромные деньги, хлынувшие в страну, не произошло никаких инфраструктурных и судьбоносных изменений. К сожалению, как только в эту страну попадают деньги, они разбазариваются новоявленными лидерами. Если бы не это, Афганистан давно бы стал современным государством, и от разрухи и отсталости не осталось бы и следа.
Вся работа, оставившая след в экономике страны, была проделана бывшим Советским Союзом. Если вы сейчас видите аэропорт Баграм, который используют американцы и их союзники, то это работа Советского Союза.
Афганистан.Ру: Господин Лаик, наверное, на территории Афганистана находилось большое количество советских гражданских специалистов, которые строили упомянутые Вами объекты. Приходилось ли Вам слышать от них, что у афганцев были свои лоббисты в Советском Союзе?
С.Л.: Это были хорошие люди. Я видел вблизи специалистов, строивших Саланг, и несколько раз делал репортажи об их работе. Это были отзывчивые, добрые и искренние люди, и хотя связи между нашими странами мало зависели от простых людей, на межгосударственном уровне также сложились взаимные добрые отношения.
До Саурского переворота свою роль в развитии отношений между нашими странами сыграли многие люди. Между нашими странами поддерживались связи, можно сказать, что это были самые нормальные связи во всей истории наших взаимоотношений. Отсюда и все эти проекты. И это притом, что в Афганистане не было ни одного правительства с левой философией и левой программой. В последние годы правления Захир Шаха и при Дауд Хане Афганистану оказывалась большая экономическая и военная помощь.
Советский Союз обвиняют. Но нужно признать, что американцы сейчас пожинают тот урожай, который вырос из семян, посеянных Советским Союзом. Сейчас здесь находятся американцы. Но следует подчеркнуть, что нам нужны хорошие и добрые отношения со всеми странами, особенно с нашими соседями и бывшими советскими республиками. Когда рядом с вами находится большая страна, неразумно не воспользоваться этим и доводить отношения с ней до вражды и полного отчуждения, тем самым запуская в действие механизм конфликтов между другими государствами.
Афганистан.Ру: Как Вы оцениваете сегодняшние отношения Афганистана со странами региона?
С.Л.: Ни одна страна, ни сегодня, ни в будущем, не должна ожидать, что мы стройными рядами вольемся в международную конкуренцию и пожертвуем собой. Лучшей политикой для нас будет, если мы будем заботиться о возрождении своей страны и обеспечении достойной жизни для всех своих граждан в равной степени. Отношения между Афганистаном с Россией не следует ставить в зависимость от отношений между третьими странами. Не стоит разрушать свои отношения с Россией только для того, чтобы не огорчить какую-нибудь третью страну. Мы должны протянуть руку всем странам мира. Сегодня нам следует получить пользу от присутствия Америки и ее помощи этой страны, не позволяя религиозному фанатизму взять над нами верх. Но мы должны чувствовать, чья государственная политика идет нам на пользу, а чья несет вред. С гуманитарной точки зрения мы считаем американцев своими партнерами. Но если нашу страну пожелают использовать для достижения невыгодных для нас политических целей, наш долг в этом случае набраться смелости и заявить, что мы не позволим этого сделать.
Афганистан.Ру: Как в настоящее время складываются отношения между Афганистаном и Россией?
С.Л.: Я решительный сторонник возвращения исторических связей между Кабулом и Москвой. У нас должны быть близкие отношения с Россией и другими странами бывшего Советского Союза, потому что мы находимся рядом друг с другом, и между нами существует неразрывная связь. Мы пьем воду из одной реки, стоим под одним дождем и дышим одним воздухом. Но среди нас есть много тех, кто не только боится этих связей, но опасается даже перспективы их улучшения. Это неправильная позиция. Она направлена против мира, мирного сосуществования и здорового развития человечества. Препятствование улучшению афгано-российских отношений не в наших интересах. Указанная позиция вредна не только для Афганистана и его развития, она наносит ущерб делу мира и уменьшения напряженности во всем регионе.
Афганистан.Ру: Если бы удалось преодолеть препятствия на пути развития афгано-российских отношений, как эти отношения могли бы развиваться, способствуя еще большему укреплению экономических и политических связей двух стран?
С.Л.: Никакие отношения невозможны без формулирования экономических и политических целей. Заинтересованность в отношениях между двумя государствами немыслима без этих двух вопросов. Встречаясь с представителями России и других стран бывшего СССР на различных конференциях, я спрашивал у них, почему они не заинтересованы в развитии отношений и не занимаются завершением проектов, которые были начаты во времена Советского Союза, тогда как в прошлом они сотрудничали с Афганистаном и в плохих экономических условиях. Я спрашивал, почему они не хотят развивать торговлю с Афганистаном, ведь эти связи существовали веками? Когда мы еще ничего не знали о Советском Союзе, наш рынок был наполнен русскими товарами: русской обувью, русской одеждой… Были времена, когда Советский Союз протягивал руку дружбы Афганистану, инвестировал средства в нашу страну и вводил в строй крупные объекты. Сейчас они отвернулись от нашей страны, исходя из собственных соображений, и мы критикуем такую политику России.
Углубление отношений пойдет на пользу не только Афганистану – оно выгодно и для России. Эта страна претендует на мировую роль, и международные организации, в том числе ООН, обязывают крупные государства сотрудничать и протягивать руку помощи отстающим странам третьего мира. Россия к тому же несет ответственность и как соседняя страна. Это правильно, что вопросы идеологии не стоят на повестке дня, и в Афганистане нет ни одной партии, которая руководствовалась бы идеологической направленностью. Речь идет об укреплении естественного гуманитарного взаимодействия, которое будет выгодно для обеих сторон. Россия – крупная держава, и ей следует играть более активную роль в развитии региона.
Афганистан.Ру: Что бы Вы могли сказать нашим читателям в заключение?
С.Л.: Я с уважением отношусь к другим людям <и их позициям>, но я не из тех, кто ставит личные интересы превыше всего. До тех пор, пока моя голова способна мыслить, я буду действовать в интересах страны и народа, который является хозяином этой земли.
Афганистан.Ру: Большое спасибо, господин Лаик.
Беседу ввел Джамшид Амири
afghanistan.ru
|