Первый год президентства Ашрафа Гани:
проблемы и перспективы.
29 сентября исполнится год с того времени, как Правительство национального единства приступило к управлению Афганистаном, но с тех пор обещания, данные президентом, пока не были выполнены. Жизнь простых афганцев с момента прихода к власти Ашрафа Гани и Абдуллы Абдуллы не претерпела существенных изменений к лучшему, а военно-политическая обстановка с каждым днем ухудшается.
Одна из причин такого положения состоит в том, что правительство было создано вопреки воле избирателей, по рецепту западных политиков, которые стремились таким образом погасить политический кризис, последовавший за взаимными обвинениями обоих кандидатов на пост главы государства в фальсификациях. С учётом этого обстоятельства, в число основных задач, стоящих перед правительством, вошло преодоление внутренних противоречий.
В управлении государством Ашраф Гани успел проявить себя как уверенный в себе, требовательный и эмоционально раскрепощенный лидер, при этом уделяющий меньше времени интригам и политическим играм, чем его предшественник Хамид Карзай.
Важную часть программы президента Гани составляют крупные экономические инновации, направленные на использование выгодного географического положения Афганистана. В число данных проектов входят создание Шелкового пути, развитие товарооборота с европейскими странами через Каспийское море, а также строительство транснационального газопровода ТАПИ.
Безусловно, для претворения в жизнь этих инициатив одного года управления было бы недостаточно, но проблема состоит в том, что доверие народа к властям и рейтинг правительства с каждым днем уменьшаются все сильнее. Естественно, на это не могла не повлиять информационная война, подогреваемая развернутой президентом активной борьбой с коррупцией. Некоторые политические лица и бывшие чиновники, не нашедшие места в системе управления после отставки Хамида Карзая, регулярно делают нападки на правительство Национального единства в СМИ. В частности, оппоненты нынешнего лидера распространяют слухи о созыве Лойя-Джирги (общеафганского совета старейшин, нерегулярно созываемого в целях решения ключевых государственных вопросов) и создания временного правительства. Широкое обсуждение данных вопросов в афганском обществе указывает на то, что в информационной войне Гани пока что проигрывает.
Если говорить о внешней политике, нынешний президент делает ставку на региональное сотрудничество. Одним из приоритетов являются отношения со странами СНГ. В связи с этим Гани ввел новую должность спецпредставителя президента по странам СНГ, назначив на этот пост опытного политика, специалиста в этой области Шакира Каргара.
Новый президент прилагает большие усилия для развития экономики страны, но главный вопрос, волнующий всех афганцев, задача восстановления мира и стабильности на их многострадальной родине, до сих пор остаётся нерешённым. Попытка Гани сесть с талибами за стол переговоров сорвалась, в том числе по причине давления внешних сил на повстанческое движение и отсутствия грани между умеренными и радикально настроенными членами этой группы. Военно-политическая обстановка в стране в связи с выводом иностранных войск ухудшается, и афганские вооруженные силы, неся огромные потери, самостоятельно борются не только с «Талибаном», но и с хорошо обученными иностранными террористами, численность которых в стране оценивается примерно в 7 тысяч боевиков.
Помимо того, что афганские стражи порядка занимаются обеспечением безопасности в своем государстве, они выполняют функцию щита для других стран Центральной Азии. Последние события в провинции Кундуз указывают на то, что ситуация с безопасностью на севере страны остаётся хрупкой, и во избежание расширения поля деятельности аниправительственных сил Афганистану по-прежнему требуется внешняя поддержка.
Безусловно, спустя год еще рано подводить итоги пребывания Гани у власти, и прогнозы о возможном изменении системы государственного управления, на мой взгляд, являются иллюзией. На возможностях афганского правительства также негативно сказывается ослабление влияния Запада. Тем не менее, я считаю, что вопреки существующим затруднениям у Гани есть все шансы нанести решительный удар по коррупции в стране и осуществить по крайней мере часть своей обширной экономической программы.
Автор: ТАРИН Мирвайс
Об авторе: Мирвайс Тарин, эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА).
|