Несколько малоизвестных фактов из истории вывода ограниченного контингента войск из Афганистана
15 февраля отмечалась уже 30-я годовщина вывода советских войск из Афганистана. Об этом событии, как и о самой афганской войне, за прошедшие десятилетия написано немало. Но некоторые эпизоды той войны все же остались за кадром. О малоизвестных страницах афганских событий рассказывают их участники и очевидцы.
-- После вывода советских войск в Афганистане планировалось оставить только добровольцев-контрактников и платить им по пять тысяч рублей ежемесячно
"Военнослужащие «мусульманского» батальона опасались, что их самолет собьют свои ..."
-- Вопреки бытующему мнению, выводить отдельные части советских войск из Афганистана начали еще в 1979 году, буквально сразу же после их ввода, -- рассказывает Валерий Аблазов, заместитель председателя Государственного комитета Украины по делам ветеранов, полковник в отставке, во время афганских событий -- военный советник при правительстве Афганистана. -- Первыми в Союз отправили группы спецназа «Гром» и «Зенит», которые осуществляли непосредственный захват дворца афганского правителя Амина. Интересно, что председатель КГБ Юрий Андропов специально для этой операции выделил свой самолет. И хотя на родине бойцов встречали с почестями, всем им сразу же приказали забыть о проведенной операции.
9 января 1980 года в Советский Союз вернулись также военнослужащие «мусульманского» батальона, укомплектованного выходцами из республик Средней Азии. Их возвращение домой было весьма драматичным. Перед вылетом солдаты и офицеры передали оружие и технику 40-й армии. Однако в аэропорту их обыскали, изъяв при этом несколько кинжалов, два пистолета, один транзисторный приемник и магнитофон. Это породило слухи о том, что спецназовцы батальона якобы вывезли огромное количество ценностей, захваченных при штурме дворца Амина. Поэтому, когда самолет был уже в воздухе, некоторые из офицеров батальона опасались, что их могут сбить свои же, таким образом заметая следы. Два часа этого полета прошли для солдат и офицеров в невероятном нервном напряжении. К счастью, все обошлось, и около 300 человек спецназа получили награды.
"Второй раз в Афганистан нужно было бы вводить миллионную армию ..."
-- Как известно, в Афганистане постоянно находились около 120 тысяч советских солдат и офицеров. Когда же в 1985 году советское руководство сообщило Бабраку Кармалю, что вскоре планируется вывести войска, то он отреагировал на это весьма своеобразно: «Если вы уйдете сейчас, то в следующий раз вам придется вводить уже миллион солдат». И его слова не были лишены оснований.
Вопрос о выводе советских войск обсуждался еще при Брежневе, в 1980 году. Но некоторые события послужили причиной переноса срока. Именно в этом году в Кабуле обстреляли советское посольство, были убиты несколько наших гражданских лиц, прошли мощные демонстрации протеста. Афганская армия была слаба и деморализована, поэтому не могла справиться с беспорядками. В связи с этим было принято решение сформировать афганскую армию и лишь потом вывести наши войска. Все это планировалось сделать за два года, и мы были уже близки к завершению операции. Когда страну возглавил Андропов, он сразу же заявил, что вскоре войска будут выведены из Афганистана. Начались переговоры с ООН. Однако с приходом в Кремль Черненко переговоры застопорились. И лишь в 1985 году Михаилу Горбачеву удалось сдвинуть все с мертвой точки. 13 ноября 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС было предложено: в 1987 году вывести 50 процентов войск, в 1988 году -- оставшиеся. Но эти планы так и не осуществились.
"Выведенные войска хотели заменить контрактниками ?"
-- Несмотря на то, что 14 апреля 1988 года было подписано соглашение между СССР и США об урегулировании афганского конфликта, руководство республики во главе с Наджибулой всячески пыталось оттянуть срок вывода войск, -- продолжает Валерий Аблазов. -- В Кабуле хорошо понимали, что, вопреки договоренности, помощь моджахедам со стороны США и Пакистана будет тайно продолжаться. А в этой ситуации без поддержки советских войск режиму Наджибулы суждено существовать недолго. Так впоследствии и произошло. Мы начали выводить войска, а оппозиция тем временем перешла в наступление. Поэтому параллельно с выводом войск, первый этап которого начался 15 мая 1988 года, велась ускоренная подготовка афганских военных специалистов, были созданы склады с трехмесячным запасом боеприпасов и другим военным имуществом в ключевых районах и на заставах. Кроме того, отдельные части 40-й армии продолжали воевать, а с территории СССР авиацией наносились ракетные удары по моджахедам.
В это же время возникла идея оставить в Афганистане несколько тысяч добровольцев из состава 40-й армии. Это предложение выдвинул Эдуард Шеварднадзе, в то время министр иностранных дел СССР. Он часто встречался с Наджибулой и, вероятно, именно опасения последнего заставили министра предложить на обсуждение правительству план афганского лидера. Наджибула требовал, чтобы на территории Афганистана остались 12 тысяч добровольцев для охраны международного аэропорта Кабула и центральных автодорог. Под руководством Шеварднадзе соответствующие предложения были подготовлены для комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану. Надо сказать, военные и, в частности, генерал Варенников отнеслись к такому плану отрицательно. Они понимали, что эти меры будут малоэффективными и могут привести к неоправданной гибели советских солдат. Также не вызывали доверия у военных предложения МИДа по оплате службы добровольцев. Предполагалось, что ежемесячно офицеры будут получать пять тысяч рублей, а солдаты -- до тысячи (по тем временам деньги очень большие).
Одновременно с негативной оценкой плана военные утверждали, что 12 тысяч -- это капля в море. И если решение все же будет принято, то контингент должен состоять из 30 тысяч человек. Такой поворот событий заставил генерала Варенникова до принятия окончательного решения приостановить уже начавшийся второй этап вывода войск. Обстановка могла стать угрожающей, ведь территорию Афганистана уже покинули более 50 тысяч советских солдат и офицеров. В такой неопределенной ситуации оставшимся силам пришлось бы отбивать важные объекты у моджахедов с большими потерями.
Пауза длилась больше десяти дней. И только 27 января 1989 года здравый смысл возобладал и на заседании Политбюро было принято решение не оставлять никаких войск в Афганистане, а вывод осуществить в ранее установленные сроки.
"Громов сказал пару теплых слов в сторону Афганистана ..."
-- О выводе войск говорилось уже немало, но есть моменты, известные лишь узкому кругу афганцев. Мало кто знает, что войска выводились не только через узбекское местечко Термез (знаменитый мост на Амударье), а и через Кушку на таджикской границе. Но все телерепортажи о выводе войск, которые потом часто мелькали на экранах, снимались именно в Термезе. О Кушке никто не вспоминал.
Процедуру вывода, когда главнокомандующий едет не впереди колонны, а замыкает ее, предложил сам генерал Громов. Министр обороны маршал Язов без восторга воспринял предложение генерала, хотя и не запретил его. Интересно, что как-то в кругу друзей Громов пообещал: если когда-нибудь войска будут выведены, то, переступив границу, он обязательно скажет пару теплых слов в сторону Афганистана. Слово свое он сдержал -- оказавшись на советской стороне, генерал посмотрел на Афганистан и негромко, но четко произнес несколько фраз, которые, к сожалению, на бумагу не ложатся. А потом добавил, обратившись к корреспондентам, что за его спиной не осталось ни одного военнослужащего 40-й армии.
Правда, на советской земле генерала, да и солдат армии ожидало разочарование -- никто из руководства государства и армии не приехал поприветствовать войска, вернувшиеся после девятилетней войны.
"40-ю армию в Союзе боялись за ее боеспособность ..."
-- Как ни странно, 40-ю армию в Союзе боялись. Вероятно, в какой-то мере это было связано с политической обстановкой в стране. Но в большей степени -- с тем, что сороковая являлась самой боеспособной из всех соединений СССР и могла стать грозной силой как за пределами страны, так и внутри ее. Это было уникальное и мощное соединение, имеющее в своем составе, кроме мотострелковых и воздушно-десантных дивизий, восемь батальонов спецназа, которые составляли особую мощь армии. К тому же весь личный состав армии от солдата до генерала имел боевой опыт современной войны, чем не мог похвастаться в нашей стране больше никто. Поэтому и боялись ее не только бывшие противники…
По мере того как армия возвращалась в Советский Союз, ее расформировывали, разбрасывая отдельные батальоны и полки по всем округам страны. Просьбы командующего и военного совета армии к Министру обороны и Президенту страны о том, чтобы сохранилось хотя бы название армии, так и остались без ответа. 40-я армия прекратила свое существование, а ее командующего генерала Громова назначили командующим Киевским округом, куда он был срочно отправлен уже 18 февраля -- через три дня после вывода войск.
"После 15 февраля 1989 года советские военные продолжали гибнуть на афганской земле ..."
-- Можно с уверенностью сказать, что 15 февраля стало только условной, символической датой вывода войск. Еще три года наши военные, в основном летчики и технические специалисты, находились на территории Афганистана. Дело в том, что военные запасы, оставленные 40-й армии, уже подходили к концу. И решено было наладить воздушный мост СССР-Афганистан, с помощью которого осуществлялись бы военные поставки. Потом было принято решение увеличить военную и гуманитарную помощь. Министерство обороны сформировало четыре колонны (по сто автомашин «КамАЗ» в каждой) для отправки грузов в Афганистан. За штурвалами перегруженных военной техникой транспортных самолетов и за рулем автомашин, которые непрерывно обстреливали моджахеды, находились советские добровольцы. Случалось, что они погибали.
В то время в Афганистан поставлялась новейшая техника, а не такая, как до ввода войск, -- времен Второй мировой войны. Кстати, с этими поставками связан интересный эпизод. Кроме всего прочего, для оснащения афганских танковых частей в Афганистан поставлялись танки Т-34. Но когда в стране произошла смена власти и участились случаи перехода афганских военных подразделений на сторону моджахедов, много танков оказалось захвачено повстанцами. И вскоре их стали использовать против советских войск. Но так как запас горючего был ограничен, моджахеды могли использовать танки только как неподвижные огневые точки, маскируя их в горах. Спрятанные таким образом «тридцатьчетверки» было практически невозможно уничтожить огнем артиллерии. Тогда их стали уничтожать с помощью управляемых противотанковых ракет, выстреливаемых с вертолетов. Это оружие применялось впервые. Парадоксальным было то, что приходилось уничтожать свою же технику.
"Наджибула назвал СССР предателем, но лично помог эвакуироваться советским военным советникам ..."
-- История распорядилась таким образом, -- продолжает Валерий Аблазов, -- что в 1991 году между СССР и США вновь было достигнуто соглашение о прекращении поставок вооружения в Афганистан. В Кабуле это вызвало шок, так как для режима Наджибулы помощь Союза была незаменимой, в то время как моджахеды получали оружие не только из США, но и из Пакистана, Ирана, Египта, Кувейта, Саудовской Аравии. Наджибула расценил это как предательство. Он объявил, что ввод советских войск в его страну в 1979 году стал основной причиной народного восстания и привел к трагедии. Потом он провозгласил день вывода советских войск -- 15 февраля -- Днем национального спасения Афганистана. Вот так вчерашний друг стал злейшим врагом. Правда, по отношению к советским советникам, которых в то время в стране находилось около 30 человек, Наджибула поступил благородно. Вечером 12 апреля 1992 года, вызвав их к себе, он заявил, что в ближайшие дни его свергнут. Поэтому, пока он находится у власти, хочет отправить их домой живыми. 13 апреля советники были уже в кабульском аэропорту, правда, его администрация их задержала. И тогда Наджибула выехал в аэропорт и лично обеспечил вылет советников в Ташкент.
"Раббани сдержал слово и вернул пленных ..."
-- Счет тем, кто не вернулся с Афганской войны, не закончен: на сегодняшний день местонахождение еще 290 человек, из которых 72 украинца, не установлено. Дело в том, что при выводе войск никто не обсуждал с афганской стороной вопрос о военнопленных и пропавших без вести. О них попросту забыли. И только в ноябре 1991 года в Москве во время встречи с группой лидеров афганской оппозиции во главе с Раббани обсуждался вопрос о возвращении военнопленных. В переговорах принимала участие и делегация из Украины. Тогда Раббани пообещал, что, как только придет к власти, вопрос о военнопленных будет решен. И он сдержал слово. Вскоре на Родину возвратилась небольшая группа военнопленных. В их числе был один украинец.
P. S. Автор статьи благодарит Государственный комитет Украины по делам ветеранов за содействие в подготовке материала.
|