8 апреля 1958 года между Советским Союзом и Королевским Правительством Афганистана был подписан Контракт о строительстве автогужевой дороги через горный хребет Гиндукуш. 2 сентября 1964 года стороны приняли Акт приемки в постоянную эксплуатацию автомобильной дороги Джабаль-ус Серадж – Доши.
За последние годы мы привыкли: если Афганистан — значит война и наркотики, разруха и жертвы. Да, это так, но есть и другой Афганистан – бурный, развивающийся, благодарный. На днях оттуда вернулась очередная группа российских ветеранов, которая проехала полстраны – от Кабула до Мазари-Шарифа, Меймене и обратно, побывала в Герате, заглянула в Джелалабад, посетила усыпальницу национального героя Афганистана Ахмад Шаха Масуда в Панджшере. По пути мы пообщались с сотнями местных жителей – министрами, губернаторами, дукандорами, дехканами, солдатами, журналистами и еще много с кем.
По итогам уверяем вас, страна воюет, страдает, бедствует, но живет. Живет бурно и насыщенно. Занятия в школах идут в три смены, студенты занимаются даже на полянках, все спортивные площадки переполнены, повсеместно шумят демонстрации за или против, повсюду, особенно в крупных городах, идет бурное строительство, дороги забиты машинами всех мастей и калибров. Да что говорить, почти за сорок лет войны население здесь увеличилось на десять миллионов! Вы другие подобные примеры знаете?? Трудно представить, какой всплеск всеобщего развития был бы возможен, если б на Афганистан опустился мир.
Автор - Вячеслав Михайлович Некрасов, специальный представитель РСВА по Афганистану, рассказывает.
. В один из дней едем через перевал Саланг. За последние тридцать лет я проехал и прошел этим путем десятки раз, но вновь и вновь поражаюсь его величию, дикой красоте и результатам колоссального, самоотверженного людского труда. Кажется, такую дорогу могли построить лишь неземные исполины, настолько неприступным и суровым выглядит Гиндукуш..
Причем, построить шоссе было мало, самое главное – тоннель на границе вечных снегов. Афганцы предлагали реализовать этот проект американцам, немцам, итальянцам, французам, но те потребовали обеспечить комфортные отели с барами, бассейнами, теннисными кортами, зарплату в 40 тыс. афгани (наши получали 5 600), да и цену за строительство завернули такую, что весь Афганистан попал бы в кабалу на десятки лет. А дорога была необходима жизненно, без нее стопорилось развитие, страна распадалась на две половины – промышленный таджико-узбекский Север и сельскохозяйственный пуштунский Юг. Я говорю, естественно, огрубленно. С течением времени значение этой дороги только возрастало, теперь без нее Афганистан невозможно представить. За день по этому пути проходят тысячи грузовиков, автобусов, бронемашин, такси и прочих «бурубухаек», хотя в 60-годы проектная пропускная способность закладывалась на уровне 600 машин в сутки. Представляете, какой запас прочности, надежности и потенциал развития был заложен!.
Спасение пришло 8 апреля 1958 года, между Советским Союзом и Королевским Правительством Афганистана был подписан Контракт о строительстве автогужевой дороги через горный хребет Гиндукуш,.2 сентября 1964 года стороны приняли Акт приемки в постоянную эксплуатацию автомобильной дороги Джабаль-ус Серадж – Доши. Основными производителями работ стали московские метростроевцы, обучившие своему мастерству сотни афганцев. В первые годы строительством руководил В. Федоров, главными инженерами северного и южного порталов были В.Иванников и Г.Овчаренко, главным механиком Н.Картавец, маркшейдерами В.Копылов и В.Соловьев, взрывником Д.Гродский, бригадирами П.Ратников, М.Родин. К сожалению, в этой статье всех специалистов перечислить не удастся. Король Афганистана Захир Шах, не раз приезжавший на стройку, оценил объект на «отлично» и вручил многим специалистам афганские ордена.
Кто-то может подумать, что период по времени слишком долгий, но он вместил все – изучение геоподосновы, прокладку маршрута, разработку проекта, подбор специалистов, изготовление уникальной технологии и многое, многое другое. Сами работы тоже велись в тяжелейших, а порой и опасных условиях. Достаточно сказать, что на Саланге зима длится девять месяцев, сильнейшие морозы, ураганные ветры, снегу наметает по 3 – 4 метра, лавины сносят тягачи и автобусы вместе с людьми как спичечные коробки, высота 3 400 метров, но многие работы приходилось вести на уровне 5 600 метров, сильно сказывалось кислородное голодание, всегда, на всякий случай, приходилось носить с собой валидол. В таких условиях могли работать только «шурави». К сожаление, не обошлось без несчастных случаев. Первым погиб взрывник Николай Урдин, говорят, веселый, жизнерадостный парень, замечательный отец и муж. После него Саланг забрал жизни еще семи метростроевцев.
Пробивка тоннеля шла буро-взрывным способом, порода – сильно трещиноватый, обводненный гранит, с постоянной угрозой обвала. В месяц удавалось продвигаться максимум на 95 метров. В итоге, общая длина тоннеля составила 2,7 км, с подходной галереей на южном участке — 3,6 км, на особо лавиноопасных участках возведено еще около 12 км галерей.
До 1973 года тоннель на Саланге считался самым высокогорным в мире, был внесен в Книгу рекордов Гиннеса. В 1983 году без остановки грузопотока в сооружении началась генеральная реконструкция, была установлена новая дизель-электростанция, заменены все кабели, смонтирована мощная система вентиляции, установлены камеры наблюдения, пожарная сигнализация, телефонная связь и т.д. В результате, пропускная способность тоннеля увеличилась в разы, к примеру, в середине июля за световой день проходило свыше 2 700 машин.
В 1997 году, по приказу Ахмад Шаха Масуда, южный портал и несколько пролетов в середине тоннеля были взорваны, чтобы предотвратить продвижение боевиков Талибана на север страны. В конце 2001 года специалисты российского МЧС расчистили завалы, и движение восстановилось. После этого тоннель пытались отремонтировать французы, турки, кто-то еще, но «качество» работ было таким, что из-за глубокой колейности многотонные фуры падали набок (наблюдал это лично).
ВЯЧЕСЛАВ НЕКРАСОВ
Кабул – Саланг – Мазари-Шариф
Афганская война 1979-1989 годы
(кратко)
Северный портал туннеля Саланг (pastvu.com)
Туннель связывал дорогу между Пули-Хумри, и Кабулом через перевал высотой 3878 метров и являлся важной транспортной артерии. Расстояние практически в 300 километров.
Во время Афганской войны, туннель являлся стратегическим объектом и по нему шли колонны с грузами, топливом, боеприпасами в Кабул. Душманы много раз пытались уничтожить тоннель на Саланге, чтобы прервать поток грузов и тем самым ослабить группировку шурави, постоянно устраивали здесь засады. Особенно доставалось здесь водителям, опасно было служить водителем на бензовозе. Существовала опасность, что душманы предпримут попытку его заминировать, и поэтому-то возле обоих выходов находились заставы саперов. Тоннель обслуживала 692-ой отдельный дорожно-комендантский батальон 40-й армии, позднее 278-я отдельная дорожно-комендантская бригада дорожных войск ВС СССР.
На перевале стоит обелиск рядовому Сергею Мальцеву. После вывода советских войск афганцы снесли сотни советских памятников, но этот не только не тронули, но и облагородили. 1985 год. Водитель Сергей Мальцев выехал из тоннеля, когда неожиданно навстречу его машине выехал большегрузный автомобиль. Он был набит мешками, а сверху сидело около 20 человек преимущественно детей. Сергей резко повернул руль – машина на полном ходу врезалась в скалу. Он погиб, осознанно, спасая детские жизни. Но мирные афганцы остались в живых. На месте трагедии местные жители поставили советскому солдату памятник, который уцелел до сих пор и за ним бережно ухаживают вот уже несколько поколений.
В связи с тем, что строился туннель в конце 50-ых начале 60-ых годов и не предполагалось, что через него будут проходит большие колонны автотехники, то он был плохо оборудован системой вентиляции.
Колонна у туннеля Саланг
Это послужило причиной того, что в туннеле во время войны гибли военнослужащие от угарного газа.
3 ноября 1982 года в туннеле по одной версии произошла поломка автомобиля (авария), колонны встали. Возникла пробка и водители своих автомобилей не заглушили двигатели.
туннель Саланг, галереи
По второй версии спланированная операция душманов под командованием Ахмад Шаха.
Я больше склонен верить данным, что в тоннеле произошла авария. Об этом свидетельствуют воспоминания на форуме desantura.ru.
из воспоминаний:
- "Евгений Р****к: .... В тот день там была авария. Лобовое столкновение Камаза с бурбухайкой. Камазом управлял солдат с Краматорска фамилия Кривошеев. Имени не помню. Пробка была на весь тоннель. ..."
- "Александр М.: ... С 3 октября 1983г. по 13 ноября 1984г. я был помощником начальника опергруппы армии по автомобильной службе на перевале Саланг.Собственно, опергруппа и была создана из-за ЧП в тоннеле.При встречном движении произошла авария, из-за загазованности погибли люди.После этого движение было только односторонним- сутки с севера на юг, сутки с юга на север, по времени-начало движения в 9:00, заканчивали в 18:00.Тоннель проходили тридцатками(одновременно 30 машин), спереди и сзади тридцатку сопровождали УАЗ-469 дорожной бригады.На северном и южном порталах тоннеля дежурили 2 эвакогруппы (бортовой тягач Зил-131 и гусеничный БТС).Наш личный состав обязательно имел противогазы с гопкалитовым патроном.Перед проходом тоннеля обязательный инструктаж по использованию гопкалитового патрона в условиях загазованности(моя прямая обязанность).При сильной загазованности(определяли по четвёртой лампе освещения тоннеля)-если её не видно, проход колонн останавливали на 30 минут.Вот как-то коротко о тоннеле Саланг, где я служил 13 месяцев..."
- фото погибших ребят в тонеле Саланга с нашей 58 ОАВтБр, верхнего батальона. Фото ниже
Туннель Саланг, 1988 год
К сожалению в тот момент по необъяснимой причине не были заглушены двигатели автомобилей военнослужащие, гражданские (контрактники из Союза) и афганцы (военнослужащие Демократической Республики Афганистан) стали выбираться из туннеля. Многих удалось спасти, но к сожалению в тот день в туннеле Саланг погибли:
Официальные данные. скрыт текст про взрыв бензовоза.
Где пролегла дорога сквозь Саланг,
Среди камней, разбросанных повсюду,
Как обелиски, призраки солдат
Которых я до смерти не забуду.
Тех, кто горел в КАМАЗах и ЗИЛах,
Кто падал в распроклятую зелёнку,
На камни в неприветливых горах,
Горячей кровью окропив щебёнку.
Скелетами заржавленных машин
Усеяна единственная трасса.
Как верные хранители вершин,
Построились железные каркасы.
Нет обелисков павшим шурави
И красного пылающего флага,
Лишь чёрный дым моей души повис
На всём пути солдатского Саланга.
Светлая память всем, кто остался в туннеле Саланг.
Крепкого здоровья, кто успел спастись и выжил.
8 чудо света
|