Сайт ветеранов войны в Афганистане, воинов-автомобилистов 126 отдельного автобатальона
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетители за сутки:
storozh
Форма входа

Колонна на марше
Очерки об Афгане
Наша кнопка

Поиск
Адресная книга
  • Форма заявки
  • Наш опрос
    Как должна выглядеть эмблема батальона?
    Всего ответов: 266
    Главная » 2021 » Январь » 20 » Памяти сослуживцев
    21:06
    Памяти сослуживцев

     Памяти сослуживца, 
    офицера Александра Блажко.

    ВНИМАНИЕ !!! При открытии странички в Viber могут не все фотографии открываться, для их открытия необходимо в правом верхнем углу экрана Вашего "гаджета" найти три точки (...), коснуться их и выпадет новое меню, в нем вы касанием выберите пункт "открыть в браузере" и в этом случае страничка откроется в браузере "гаджета" и тогда все фото увидите.

       Блажко Александр Васильевич родился 27.02.1961 года, поселок Белоусовка, Глубоковского района, Казахской ССР.  Лейтенант Александр Блажко проходил службу в нашем батальоне с 1983 года по 1985 год в должности командира 1-го взвода, 2 роты.
        В одном из очередных рейсов Кушка-Шинданд-Кандагар и обратно, 5 февраля 1984 года, во время прохождения Кандагарской зеленки Александр получил смертельное ранение, после чего был госпитализирован и умер в госпитале 21 февраля 1984 года. 
       Посмертно, за мужество и отвагу, Александр Блажко награжден орденом Красного Знамени.

    Светлая память Александру Блажко, в честь его имени была названа одна из машин колонны 1112  (2-я рота).

     



    Александр Блажко на своей, командирской машине.
    Н​​​а этой машине ехал сам за рулем по кандагарской бетонке (когда был тяжело ранен в голову).


    Расстояние в километрах от места погрузки и до места разгрузки по маршруту
    "Кушка-Шинданд-Кандагар":

    Кушка--> Герат=137км.,  Герат--> Шинданд=104км.,  Шинданд--> Кандагар=423км  
    Всего от места погрузки и до места разгрузки = 731км.
    **++++**
    Карта активна, можно ее двигать


    город Кандагар


    для увеличения масштаба нижней карты, жми на карту (потом опять жми на карту для еще большего увеличения)

     


    Немного фото тех мест на въезде в Кандагар 
    Кантинные ряды и Черная Площадь, 1985 год  

     Кантинные ряды и Чёрная площадь на въезде в Кандагар, со стороны заставы ГСМ (на снимке снизу с правого бока). 

    Элеватор 



      Мост через реку Аргандаб  

     Мост между зеленкой  "Нагаханского поворота" и поворотом к самому элеватору

    Малая зеленка  "Нагаханский поворот"

     так называемый "Нагаханский поворот" - здесь 6-го июля 1982 года, погиб Анатолий Лукшин и тоже 2-я рота.

        Снимок сделан по ходу движения машины в Кандагар, малая "зеленка" (вид справа и слева от дороги) протяженностью примерно в 1,5 км. далее мост реки Аргандаб, за мостом поворот влево и слева от дороги здание самого Элеватора.
        Если смотреть на фото это перед машины, а как бы сзади машины, там все еще "зеленка", поворот и продолжение "зеленки" протяженностью 3,2 км. до Синжарая.  За Синжараем в районе моста был съезд (выезд) в пустыню. Для безопастности движения колон на съезде, выезде и по пустыне, командованием 70-й бригады, было организовано семь постоянных блок постов.
    Это все относительно этого снимка.



    хорошо и в кратце описано это место в песне "Нагаханский поворот" ветерана Афганистана, барда Леонида Мухина.

    Большая Кандагарская "зеленка" периода 1981-1984 годов










     Кишкинахуд 



     Гиришки 

    въезд в Гиришки


     


    Кандагар 

    Кто не был на войне, не имеет права говорить о ней

    Из воспоминаний водителей 2 роты, как все происходило на их взгляд ...  

    Данные воспоминания, это личные воспоминание людей и они могут отличаться между собой,
    так как все находились в разных местах события и не обладали полной информацией,
    Не будем судить строго этих людей,
    все-таки 37 лет прошло !!! 

    Леонов Юрий Анатольевич, 1983 - 1985 годы призыва, 2 рота, водитель Александра Блажко в этом рейсе (Оренбуржье);
        - Из Шинданда на Кандагар мы вышли совместной колонной из 1  и 2 роты. Вел колонну зам.потех батальона - начальник колонны, меня - Юрия Леонова, Блажко взял себе водителем, так как Александр Галкин, водитель Александра Блажко перед рейсом заболел, проблема с рукой.
       Только выехали с Шинданда, рядом с кишлаком Василий Половко пробил переднее правое колесо на своей машине, тут же быстро поменяли колесо и давай догонять колонну. На подъезде к "зеленке" перед Кандагаром танк поперёк дороги перекрыл проезд, дальше стояли  БТРы - работали по "зеленке" и с неба "вертушки" вели огонь по "зеленке".  В общем не пустили нас в "зеленку" и мы, поехали дальше на Кандагар через пустыню, добрались на место постоянной разгрузки за Кандагаром без приключений. По приезду кто разгружаться поехал, кто куда, а мы молодые остались на стоянке ужин готовить.
       Два дня в Кандагарском гарнизоне прошли как обычно. Разгрузились, ночью к нам на ГАЗ-66 через арык, вертолетчики за водкой приезжали, мы немного отдохнули и по моему 4 февраля собрались выезжать обратно. С утра водовозка уехала заправится водой, мы по завтракали и в дорогу. Как только выехали на водовозке у Юрия Никитина (Черномор) закипел движок, сгорели прокладки под головкой двигателя. Взяли его на сцепку и двинулись догонять колонну.  Когда подъехали к элеватору перед "зеленкой" как всегда подтянули колонну и зам.полит роты, Махмуд Матниязов, с головы колонны (колоны 2 роты) подъехал к нам в замыкание сказать, что едем через зеленку, мол разведка разрешила, духов нет. За нами выстроилась колонна КАМАЗов "наливников", ну поехали, втянулись в зеленку и началось. Пехота охранения лежит по обочинах в пределах видимости и все стреляют в зеленку. Зенитка наша ведет огонь по зеленке и мы тоже, а по всей бетонке воронки от минных и фугасных взрывов только и успеваем объезжать. Блажко ехал сам за рулём. Иногда случались моменты когда офицеры сами садились за руль автомобиля.
       И тут водовозка влетает колесом в воронку, не успел вывернуть водитель, движок то заглушен, а машина на сцепке и одним концом сцепка вылетает с крюка водовозки и вскакивает под облицовку. Заклинило, ни вперед ни назад. Встали, все кто рядом бегом к нему (водовозке), ломами, монтировками, наконец-то.согнули облицовку, освободили конец, нанизали на крюк потом все бегом обратно по машинам, и вперёд, Блажко новый магазин зарядил и автомат в окно выставил, на шею не стал автомат вешать. Только разогнались, он бросает руль и зажимает руками голову, кричит мне: "Леонов не останавливайся !!! ...", а автомат он выронил в окно. Я схватился за руль, прижался насколько мог, одну ногу перекинул через рычаг скоростей и жму на педаль газа. Едем дальше обгоняем водовозку, сигналю, чтоб свои не задели, свет фар ещё включил - дотянулся, Блажко к спинке сиденья прижался. Когда зениту обгоняли, они стволами нам стойки на кузове повредили, ЗИЛ тентованный же был. Блажко в горячке все повторял номер машины, где санинструктор, Василий Гуцу ехал. Навстречу нам еще БТРы пролетели, еле успел в право увернуться, смотрю вот уже и колонна стоит, сбавляю скорость, встречаем Матниязова, останавливаясь и сразу подбегают ребята, дверь открыли, помогают спуститься Блажко и тут же рукав засучили как с могли и укол в руку. Зам.полит, Матниязов спрашивает меня:"... как я?", отвечаю: "нормально...", тогда убери машину с дороги, я проехал вперёд и в 1 роте нашёл свободное для машины место.
       Когда уже стоял в колонне подошли ребята с расспросами, что случилось, я стою выгребаю гильзы с кабины, шапка на полу валяется, поднял и одел на голову, отвечаю: "Да вот "литеху" ранило, в голову, на вылет ...". А у тебя что с шапкой? Смотрю козырёк распоротый и звездочка по плавилась и как то загнулась, плече бушлата все в крови, а тем временем Блажко Александра другой машиной повезли для отправки вертолетом в Кандагар. Дальше я уже не ехал за рулем, а водитель зам.полита сел за руль моей машины и колонной поехали дальше.
       Едем, в переди Гиришки, Вася Максименко с 1 роты, водитель Борисенко, на фугас наехал, бензовоз наш, МАЗ-500, с гранатомёта "духи" насквозь прошили, а  в нём были: Женька Столяров, Николай Калмыков, мл.сержант, но все живы остались.
       Вот вкратце как было, а в газете написали как надо. Он же скончался в госпитале, в Ташкенте, зам.полит говорил, что жена с ним была там.

    Гуцу Василий Гаврилович, 1982 - 1984 годы призыва, 2 рота, санинструктор (Кировоград);
    - Я ехал в том рейсе в качестве санинструктора и повара, пассажиром в предпоследней машине, "хозяйке" (в строю колонны 2 роты) с Николаем Рыбаковым за рулем. 
       Когда мы ехали обратно с Кандагара на Шинданд, 2 февраля 1984 года, во главе колоны как всегда ехал зам.полит батальона, майор. На выезде с города колонна остановилась, подтянулась и зам.полит с командовал ехать через "зеленку" сразу не дожидаясь боевого охранения, как будто там уже стоит охранение. Есть команда старшего колоны ничего не поделаешь, едем, Блажко своей машиной был последним в замыкании, а предпоследней ехали мы "хозяйкой". В районе Элеватора, перед "зеленкой" нас остановили танкисты на танке, мол куда вы едете, там еще не выставлено боевое охранение, но старший колонны ответил, что у нас 40 автоматчиков и нам не нужно охранение.
       В месте съезда с бетонки в пустыню мы пошли прямо через "зеленку" и как только вошли в "зеленку" во время объезда очередной воронки водовозка Никитина заглохла (как я помню, до этого она ехала своим ходом). Колона ушла дальше а мы пытаемся завести водовозку, не получилось поэтому подцепили ее на жесткую сцепку. Проехали некоторое расстояние и начался сильный обстрел колонны я все время наблюдал в зеркало за последней машиной (машиной Блажко) и в какой-то момент видел виляние машины по дороге и когда мы уже за "зеленкой" догнали колону, остановившись я пошел к машине Блажко и увидел в ней раненого Александра Блажко и сразу же начал оказывать помощь. Сумка всегда была в колонне при мне, я сделал укол в руку, по пытался применить тампоны и перевязал рану. После чего его переместили в кабину другой машины, 07-46 лз (машина "Директора"- кличка), за руль сел Николай Рыбаков, а я вылез на кузов и мы одиночной машиной выдвинулись к ближайшей точке на трассе в сторону Шинданда для вызова "Вертушки" и отправки раненого в госпиталь.
       Александр Блажко был ранен в голову (в области подбородка-нижней челюсти, на вылет) случилось это в "зеленке" после "Нагаханского поворота", примерно между выездом с "пустыни" и селением Синжарай (как мне кажется ближе к ближе к Синжараю) в сторону Шинданда.
       Доехав к ближайшей "точке", в Кишкинахуде, там мы не смогли связаться с Кандагаром (не было связи) и приняли решение ехать дальше к следующей "точке" в Гиришках, примерно еще 50 км. На "точке" в Гиришках связались с Кандагарским гарнизоном и вызвали "Вертушку". После отправки "вертушки" мы остались ждать колонну. Сели на кабину своей машины и видим на подъезде к Гиришкам в "зеленке" поднялся столб черного дыма, значит опять обстрел колонны и что-то подожгли, а я с сумкой медикаментов здесь. По прибытии колоны узнаем, что "духи" с гранатомета подбили наш МАЗ - заправщик, но двое пассажиров и водитель не пострадали, и сумели быстро покинуть горящую машину. В ответ наши все выскочили с машин и начали стрелять в сторону "зеленки", но продолжения боя не последовало так как наверное "духи" поняли что колонна шла "пустая". 
       Дождавшись колонны мы примкнули к ней и поехали дальше на Шинданд, а раненого лейтенанта, Александра Блажко "вертушка" доставила в госпиталь Кандагарского гарнизона.
     

    Никитин Юрий, 1983 - 1985 годы призыва, 2 рота, водитель водовозки (Кировоградская обл.);
    - Моя машина - водовозка заглохла в зеленке его взяли на буксир. Александра Блажко ранили на выходе с "зеленки" (ближе к Кишкинахуду) километров 10 проехали по зеленке.
       Юрий, до сих пор, очень болезненно переживает воспоминания об этом рейсе и разговор получился очень кратким.

    P.S.
    - многим участникам того рейса очень тяжело вспоминать произошедшие события, да и рейсов было много как и событий поэтому много и не совпадений.
    - старший колоны:   нач.штаба -  капитан  Ходосеев А.М.
    - по разным воспоминаниям: первой шла колонна 1 роты, следующей - колонна 2 роты. Во главе колонны 1 роты - Борисенко И.И. в замыкании - Сайгаков В.А.. Во главе колонны 2 роты - Матниязов М.И. в замыкании - Блажко А.В.
    - обычно колонны подтягивались (останавливали) возле съезда в пустыню или уже в самом Кишкинахуде.
    - один период времени колонны нашего батальона именовались: 1 рота - 5211, 2 рота - 5212, 3 рота - 5213, потом колонны рот начали именоваться  как: 1 - 1111, 2 - 1112, а 3 - 1113.

    Направление движения с Кандагара на Шинданд
    - расстояние от Нагаханского поворота (перекресточек) и до места, края-начала Синжарая = 3,16 км
    - расстояние:  конец Синжарай и до места за мостом, начало Кишкинахуде = 47 км
    - расстояние:  начало моста Кишкинахуд и до места, начало моста Гиришки= 52,5 км
    - по карте "зеленка" от края Синжарая и до Махаджири, Балочан (в сторону Кишкинахуда) = 20,5 км.
    - как раз к данному случаю есть и боевой приказ на выполнение боевой задачи в которм упоминается Александр Блажко как старший колонны в 1983 году.

    боевой приказ




     

     

       Для восстановления забытой информации и облегчения ориентации, нашим ветеранам, на местности по смене маршрута прохождения колон в Кандагар и обратно,  я нашел на сайтах 70 бригады такую информацию.

     
     Советские заставы в Афганистане
    Кандагар


    Карта западных окрестностей Кандагара с нанесёнными метками расположения советских сторожевых застав.

    Кандагар. Запад. Часть I   https://pikabu.ru/story/sovetskie_zastavyi_v_afganistane_7222997 
       Большинство советских сторожевых застав в провинции Кандагар располагалось в непосредственной близости к главной транспортной артерии провинции - бетонке Кандагар - Кишкинахуд и далее через1 рота 1981-1983г.г. провинции Гельменд и Фарах на Север.  Дело в том, что одной из задач, стоявших перед личным составом застав, было обеспечение безопасности прохождения колонн автотранспорта и техники через их сектора ответственности.

    "Нептун"  - Первой (и самой удалённой от города Кандагар) была застава "Нептун" (на карте - №1). Говорят, что ее оттого так и назвали - в честь далёкой планеты. Просто название "Плутон" было кем-то уже занято.
       Застава находилась аккурат в населённом пункте Кишкинахуд (в просторечии "Кишка". Эта "точка" была основным перевалочным пунктом и "отстойником" колонн при их движении по главной трассе Афганистана.  За земляной насыпью скрывался небольшой пруд специально вырытый первыми поколениями бойцов заставы. Через него протекал большой арык, и с утра там всегда была чистая прохладная вода. После первых купающихся она становилась мутной и глинистой и оставалась такой до самого вечера.  Но это не останавливало желающих освежиться после жаркого дня в этом "бассейне". (на фото, купающиеся в басейне бойцы   1 роты (колонна 1111), 1981-1983г.г., 126-го ОАвтБ. Щипун К., Котух В., Арефъев П., Доброгорский А., Андриянов И., Дзюба С., Хиляс С., Чураков А., Жиляков С., Мамрак П., Донец А, и __? __? __?, __?) Недалеко от "бассейна" находилась позиция миномётчиков. Там были миномёты 2Б9 "Василёк" - батальонный автоматический 82-миллиметровый миномёт, где мы и сфотографировались с друзьями.

    "Олимп"  - Далее на восток, километрах в 10 от Кишкинахуда, на и вокруг небольшой возвышенности (около 50м) располагалась застава "Олимп (на карте - №2). В сектор ответственности этой заставы также входил расположенный на севере от дороги горный массив Кишкинахудгар (средняя высота 400-500м) и гряда небольших возвышенностей Сургар (средняя высота 80-100м). Здесь охрану и оборону вели несколько единиц бронетехники (БТРы, танки) были также несколько расчётов миномётов.

    На изображении ниже видны дожившие до наших дней следы "капониров" для техники южнее (ниже) возвышенности и полоса укреплений вокруг заставы. Гундай, Махаджири, Пальмухаммед, Пассаб. 
    Вид из космоса на позицию сторожевой заставы "Олимп". Видны следы капониров для бронетехники и линия стены заставы.

    Вид из космоса на позицию сторожевой заставы "Олимп" сегодня с вышками мобильной связи на вершине горы

       До 1984-1985 года далее по дороге в сторону Кандагара располагалась сеть застав, Здесь начинался очень опасный участок дороги, регулярно обстреливаемый "духами" с близлежащей "зелёнки" к Югу от дороги.  Обеспечением безопасности прохождения колонн и занимались заставы "Гундай" (на карте - №3), "Махаджири" (на карте - №4), "Пальмухаммед" (на карте - №5) и "Пассаб" (на карте - №6), прикрывая колонны с Юга. Вооружены заставы были, помимо прочего, гаубицами Д-30.
       Однако, в 1985 году эти заставы были сняты и переведены в пустыню. Связано это было с тем, что заставы не могли обеспечить безопасность прохождения колонн непосредственно по бетонке. При движении колонн с Севера было решено сворачивать в пустыню (степь Заредаш), где были срочно обустроены несколько новых застав, и следовать пустыней практически до Нагаханского поворота.

    Из воспоминаний Игоря Позднякова, командира батареи миномётчиков 1мсб:
    - "1 МСБ вошел в пустыню весной-летом 1984 года и сменился на заставах осенью 1985 года. В это время и установились эта сторожевая застава, я три месяца жил на Гундае, оборудовали оборону горы, огневые позиции. Строили блиндажи, в которых и жили потом сами. Грунт скальный, пришлось личному составу попотеть: днем долбили, а на ночь ложились там, где выдолбили.  Была эта застава на горе Гундай (высота 75 м), это был мой КП 1 мин.батареи, в самой "зеленке". Застава была усилена мотострелковым взводом, танком, отделением СПГ, 3 минометами "Василёк" (2Б9) 82-мм и "Поднос" 120-мм, у каждого миномётного расчёта было около 1000 мин. Личный состав насчитывал порядка 45 человек".

    Вспоминает Юрий Ганин (водитель бтр, 1 МСБ):
    - "...нашу роту раскидали по точкам: "Алтай" (рядом с Синджараем), "Пасаб" и "Пальмухаммед" - это всё в сторону Кишкинахуда по бетонке. Точку "Пальмухамед" выставляли мы сами: небольшая крепость в зелёнке, как застава "Дракон", только стены повыше. Осенью 1985 года наш 1 МСБ перевели в Бригаду, а на наши точки поставили 4 МСБ, но только точки "Пасаб", "Пальмухамед", "Махаджири" и "Гундай" из зелёнки убрали в пустыню."

    Вспоминает Александр Кадыгриб, рядовой 3 МСБ:
    - "Если смотреть по карте, наша застава "Пальмухамед" находилась слева от "Пассаба". Когда я был на этой заставе (в июне 1984 года), застава "Пассаб" располагалась от нас на расстоянии 800 метров. Визуально мы ее не видели, но слышали хорошо. Позывным нашей заставы тогда был "Клинок". Мы занимали небольшое поместье, ближайшее от бетонки, с периметром 30 на 30 метров."

    Из воспоминаний Александра Ракитных, командира 3 мсв, позже зам.ком. 8 роты, 3 МСБ:
    - "...был назначен командиром 3 взвода 8 мср(г), который и находился в то время на "Пассабе"... Крепость стояла в "зелёнке", находилась под регулярным миномётным, гранатомётным и стрелкового оружия огнём. Задача была: не допустить нападения, обстрелов войсковых транспортных колонн, идущих по бетонке. После постоянных обстрелов и больших потерь в колоннах движение по бетонке было прекращено, и все колонны стали двигаться через степь Заредат (пустыня).


    Расположение 3 батальона в пустыне. Снимок сделан с артиллерийских позиций гаубиц Д-30. На переднем плане МТЛБшка артиллеристов, справа вдалеке парк, слева - палатки личного состава.


    Обычный афганский автобус. Декхане едут по делам. Кто-то из них позже будет стрелять по нам.

    Кандагар. Запад. Часть II   - https://pikabu.ru/story/sovetskie_zastavyi_v_afganistane_ch2_7242764 
    Итак, в середине-конце 1985 года командование отказалось от проводки колонн по бетонке вдоль кандагарской "зелёнки".
      В целях обеспечения безопасности людей и грузов было решено при проходе колонн с Севера сворачивать в степь Заредаш (в пустыню), не доходя примерно 2 км до кишлака Балочан и снова выходить на бетонку в районе кишлака Синджарай (недалеко от Нахаганского поворота.
       Безопасность прохождения колонн в пустыне обеспечивали вновь устроенные сторожевые заставы "Затвор", "Редут", "Степь", "Диктор". Ещё несколько застав были расположены ближе к Нагаханскому повороту, но про них - в следующий раз.

    "Диктор" - На заставе "Диктор" (на карте - №10, координаты: 31.611596, 65.374257) располагался штаб 4-го ("пустынного") батальона "Бригада", обеспечение батальона, один мотострелковый взвод, взвод разведроты Бригады, танковый взвод и здесь же находилась гаубичная батарея Д-30 (позывной "Сирень"). Там же был и отстойник, иногда колонна останавливалась в пустыне, а уже утром шла в Кандагар.
       На первом снимке из космоса видны остатки заставы "Диктор". Угадываются следы капониров и оградительной стены.

    "Затвор"  - Застава "Затвор" (на карте - №7, координаты: 31.570776, 65.288312) была расположена практически у места схода колонн в степь при движении с Севера. Задачей личного состава этой заставы было отсечение возможности обстрела уходящей в пустыню колонны духами из придорожной "зелёнки".
       Также личным составом планово и внепланово проводилось траление вверенного заставе участка пути колонны на наличие-отсутствие мин. Положение заставы можно увидеть на втором снимке из космоса. Хорошо сохранился жилой блок заставы (многоугольник неправильной формы левее-выше большого прямоугольника), также угадываются следы капониров для техники.

    "Редут"  - Далее "Затвора" колонны с Севера встречала застава "Редут" (на карте - №8, координаты: 31.581014, 65.290542), отстоящая от "Затвора" примерно на 1,2-1.3 км. Эта застава обеспечивала безопасность на участке прохождения колонн до следующей заставы.

       На следующем снимке со спутника очень хорошо просматривается блиндаж, справа капонир, где была полевая кухня и печь для выпечки хлеба, еще правее капонир для БТРа. Снизу капониры для БТРа, миномёта и танка, сверху напротив блиндажа еще один для БТРа, сверху левые два капонира занимали ещё один танк и БТР.

    "Степь"  - Ещё глубже, на расстоянии примерно 2-2,5км от "Редута", располагалась застава "Степь" (на карте - №9, координаты: 31.594626, 65.308553). К сожалению, от нее ничего не осталось до наших дней.

    А когда-то здесь стоял гранатомётно-пулемётный взвод, танк и два БТРа. Блиндаж у них был квадратный, и сама застава занимала меньше площади, чем и "Редут", и "Затвор".

    Кандагар. Запад. Часть III   - https://pikabu.ru/story/sovetskie_zastavyi_v_afganistane_ch3_7242770 
    Пройдя сторожевую заставу "Диктор" (а по совместительству - штаб 4-го "пустынного" батальона), колонны с Севера покидали степную часть пути, съезжая на бетонку вблизи кишлака Синджарай, что расположился в "зелёнке" аккурат между двумя мостами - основным (ближе к городу) и резервным (техническим, охраняемым сарбозами.  Но до съезда на бетонку колоннам предстояло пройти ещё одну сторожевую заставу советских войск - "Алтай".

    "Алтай"  - На карте застава помечена №11. Это была крайняя застава в степи (в пустыне) при движении с Севера.
       Её задачей было обеспечение безопасного съезда колонн на бетонку, прикрытие колонн от ударов из близлежащей "зелёнки", расположенной между кишлаками Нурмухаммедхан и Ашука.
       Дело в том, что сарбозы, хотя и "стояли" около резервного моста, не блокировали диверсионных вылазок духов из "зелёнки". Приходилось отдуваться личному составу "Алтая". Здесь располагались в основном миномётчики (до трёх батарей в разное время). Плюс в усиление прилагались танк и БТРы. На заставе было три постоянных поста - в сторону штаба батальона (к "Диктору"), в сторону кишлака Сиранджай и на верхушке горы Казагундай (где располагался жилой блок заставы).

    "Ока"  - Венчала "пустынное путешествие" колонн с Севера сторожевая застава "Ока" (на карте - №12).
       Это была немногочисленная вспомогательная застава, расположенная непосредственно у съезда колонн на бетонку. Здесь также располагалась миномётная батарея, подчинённая заставе "Алтай".

    "Дракон"  - Сторожевая застава "Дракон" (на карте - №13) располагалась между бетонкой и северо-восточной окраиной кишлака Синджарай.
       Застава была похожа на небольшую крепость с глиняными стенами - дувалами - высотой почти 3 метра, видимо чьё-то бывшее поместье. В плане она представляла из себя почти ровный квадрат со сторонами метров 25-30. Во внутренний двор выходили двери глинобитных помещений, располагавшихся в один ряд с северной стороны. Каждое помещение венчалось вместо крыши сводом в виде арки, так что все вместе они, образуя общую "крышу", были похожи на застывшие жёлтые, выгоревшие на солнце волны.
       В этих "комнатках" находились спальные помещения для солдат и командиров, оружейка, кухня, склад продовольствия заставы и даже своя маленькая, но уютная столовая с длинным столом и лавками вдоль него. В западном дувале были врезаны широкие ворота - въезд на заставу - закрывавшийся огромными деревянными створками.
       Прямо от ворот начиналась грунтовка, ведущая к бетонке. На запад от грунтовки было большое поле, наверное, с огородами местных жителей, за которым были видны "дувалы". Южная сторона глядела на широкий арык, который находился метрах в ста, может чуть меньше. Сразу за арыком начинался кишлак Синджарай и густые фруктовые сады, идущие вдоль арыка куда-то вдаль, в сторону Аргандаба и Элеватора.

       С восточной стороны почти вплотную к заставе подступали огороды местных жителей, тянущиеся метров на 200 до небольшого арыка, пересекавшегося с бетонкой. Сразу за ним начинались какая-то пустошь, заросшая высокой травой, густым высоким кустарником, камышами - в общем, типичная "кандагарская зелёнка", страшная и кровавая.  Именно здесь немало ночей нам (разведке) приходилось пересыпать перед тем, как уйти "на работу в зелёнку".

       На заставе имелись сторожевые посты. На юго-восточном углу заставы был пост N2. На юго-западном углу, выходящем в сторону кишлака Синджарай, был пост N3. Пройдя по крыше глинобитных домиков можно было по приставной лестнице подняться на примыкавшую к заставе круглую в плане насыпь высотой метров 6-7.  На самом верху этой насыпи у миномётчиков была вырыта землянка, в которой постоянно жил миномётный расчёт.  Там же, наверху, из снарядных ящиков, наполненных камнями и землёй, был организован пост N1.  На нём постоянно находились 2Б14 (82-мм миномёт "Поднос") и крупнокалиберный пулемёт ДШК "Утёс", из которого мне довелось немало пострелять в те ночи, когда мы там "пересыпали".
       Вахта, вернее боевое дежурство, на 1-м посту велась постоянно, на остальных постах только в вечернее и ночное время, то есть с 8 вечера до 8 утра.
       Большую опасность при выезде с заставы представляла грунтовая дорога от ворот заставы до выезда на бетонку. Расстояние было небольшое, не больше 100м. Но 1-й пост, с которого только и можно было видеть эту дорогу, был обустроен таким образом, что просматривать, а тем более простреливать по ночам эту грунтовку было очень затруднительно.
       По ночам силами духов грунтовка минировалась, особенно активно в те ночи, когда до духов просачивалась инфа о возможной колонне с Севера или на Север. Сапёры поутру начинали свой день с прощупывания грунтовки.


    Положение застав "Алтай". "Ока" и "Дракон"4 красными стрелками показано примерное движение колонн с Севера.


    Красной, пунктирной линией обозначена объездная дорога через пустыню
    Облаком ограненным черного цвета показано примерное место ранения Александра Блажко


    из книги памяти о советских войнах, погибших в Афганистане



    Именем Александра Блажко была названа одна из машин колонны 1112.

     





    могила в городе Бишкек (Пишпек, Фрунзе)

     

    Вдова "Афганца"

      видеоролик в память об погибшем офицере 126-го ОАвтБ


    Супруга Александра Блажко - Валентина Блажко

     Александр Блажко на армейских фото   

     
    Александр Блажко


    Владимир Груша и Александр Блажко


    Под Гератом, декабрь 1983 года.
    На фото: Беспалов Виктор (зам. ком. 1 взвода, сержант), Блажко Александр (ком. 1 взвода, лейтенант) и Гаривджанов Вадим
    .
     


    Съезд с бетонки в пустыню перед Кандагарской зеленкой, 2 рота у машины Александр Блажко, альбом Владимира Груши.
     


    Цовма Валерий (слева), Владимир Груша (в центре) и Александр Блажко






     

        Родители Александра жили в городе Фрунзе, Киргизской ССР, а семья Александра как семья военнослужащего часто меняла место жительства и на момент трагических событий находилась в городе Самарканде, Узбекской ССР.  В этой неразберихе "груз 200" с телом Александра отравили в город Фрунзе, где проживали родители, там же его и похоронили.
       Сейчас семья Александра Блажко проживает в городе Бресте, республика Беларусь.

    город - Бишкек
    (ранее Пишпе́к, Фру́нзе)  




    Флаг Киргизской ССР
    (1952—1991)

        Бишке́к (кирг. Бишкек; ранее Пишпе́к, Фру́нзе) — столица Киргизии, город республиканского значения, административный центр Чуйской области. Крупнейший по численности населения город Киргизии — 1 053 900 чел. (2020), главный транспортный узел, а также политический, экономический, промышленный и административный центр страны. В Бишкеке расположены высшие органы государственной власти страны.
        История: Основан в 1878 году как селение на месте бывшей кокандской крепости Пишпек, которое в 1926 году было переименовано во Фрунзе в память о советском партийном и военном деятеле М. В. Фрунзе. Но поскольку в киргизском языке отсутствует звук «ф» и недопустимо стечение согласных в начале слова, местными жителями это название произносилось как «Пурунзе». После распада СССР и получения Киргизией независимости встал вопрос о переименовании столицы. Выяснилось, что этимология исконного названия «Пишпек» неизвестна; наиболее близко к этому названию оказалось киргизское слово «бишкек» — «мутовка, которой взбалтывают кумыс». Каким образом эта хозяйственная принадлежность могла быть связана с названием крепости, неясно, но в качестве нового названия столицы в 1991 году было принято Бишкек[5].

        На официальном сайте мэрии Бишкека приведено следующее обоснование наименования города: беременная жена одного батыра (богатыря) потеряла мутовку (кирг. бишкек) для взбивания кумыса. В процессе поисков «бишкека» у неё внезапно наступили роды, и она родила мальчика, которому дали имя Бишкек. Он стал батыром, после смерти был похоронен на бугре у берега реки Аламедин, где был возведён надгробный гумбез-Бишкек. Именно это строение видели и описывали путешественники XVII—XVIII веков

    Памятник воинам-афганцам в Бишкеке,
    мемориальный комплекс в парке им. Ата Тюрка.





       

     
    Просмотров: 2745 | Добавил: lsn0011 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 3
    0
    3 lsn0011   [Материал]
    Этот материал я старался выпустить к годовщине событий, 05.02.1984 года.
    Долго решался сообщать, не сообщать о нем жене Александра Блажко и вот я 04.02.21 года  в "Однокласниках" написал жене Александра, что я смотрел видео "Вдова "афганца" - Валентина Блажко",  кто я, что я делаю, что есть сайт батальона, что мы здесь делаем и что сделали и предложил по её желанию дать-написать ей ссылку на этот материал. Она быстро согласилась, посмотрела и ответила.
       
    Валентина Блажко (Глухова), Брест, Беларусь:
    - "... Мне очень приятно, что Вы посмотрели передачу. Да у меня есть  материал о нем, его семье. Этот материал, мне в свое время, прислал корреспондент ...",
    - "... Огромное Вам спасибо за воспоминания. Многие моменты и очевидные вещи мне не были известны. Я очень Вам благодарна за память."


    0
    2 lsn0011   [Материал]
    Через духовский Кандагар




    0
    1 lsn0011   [Материал]
    Современный Кандагар








    Очень зеленые и разные участки района Аргандаб



    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Мы их помним
    Черный тюльпан
    Пользователи сайта
    Зарегистрировано на сайте:
    Всего: 384
    Новых за месяц: 0
    Новых за неделю: 0
    Новых вчера: 0
    Новых сегодня: 0
    Из них:
    Пользователей 143
    Проверенных: 238
    Модераторов: 1
    Админов: 2
    Из них:
    Парней: 304
    Девушек: 80
    Фото встречи 2020
    Атрибуты батальона
    Очередная встреча
    Календарь
    «  Январь 2021  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Печать страницы
    Ушли из жизни
    Архив записей
    Copyright MyCorp © 2024   Сайт управляется системой uCoz