Сайт ветеранов войны в Афганистане, воинов-автомобилистов 126 отдельного автобатальона
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетители за сутки:
Форма входа

Колонна на марше
Очерки об Афгане
Наша кнопка

Поиск
Адресная книга
  • Форма заявки
  • Наш опрос
    Как должна выглядеть эмблема батальона?
    Всего ответов: 265
    Главная » 2022 » Апрель » 8 » Салангу 65 года !!!
    15:22
    Салангу 65 года !!!

    Тоннель через горный хребет Гиндукуша

    - перевал Саланг

       8 апреля 1958 года между Советским Союзом и Королевским Правительством Афганистана был подписан Контракт о строительстве автогужевой дороги через горный хребет Гиндукуш. 2 сентября 1964 года стороны приняли Акт приемки в постоянную эксплуатацию автомобильной дороги Джабаль-ус-Серадж – Доши.
        За последние годы у нас выработалась привычка: если Афганистан — значит война и наркотики, разруха и жертвы. Да, это так, но есть и другой Афганистан – бурный, развивающийся, благодарный. Как-то очередная группа российских ветеранов, которая проехала полстраны – от Кабула до Мазари-Шарифа, Меймене и обратно, побывала в Герате, заглянула в Джелалабад, посетила усыпальницу национального героя Афганистана Ахмад Шаха Масуда в Панджшере. По пути мы пообщались с сотнями местных жителей – министрами, губернаторами, дукандорами, дехканами, солдатами, журналистами и еще много с кем.
        Так вот мы уверяем вас, страна воюет, страдает, бедствует, но живет. Живет бурно и насыщенно. Занятия в школах идут в три смены, студенты занимаются даже на полянках, все спортивные площадки переполнены, повсеместно шумят демонстрации за или против, повсюду, особенно в крупных городах, идет бурное строительство, дороги забиты машинами всех мастей и калибров. Да что говорить, почти за сорок лет войны население здесь увеличилось на десять миллионов! Вы другие подобные примеры знаете??? Трудно представить, какой всплеск всеобщего развития был бы возможен, если б на Афганистан опустился мир.

        Автор Вячеслав Михайлович Некрасов, специальный представитель РСВА по Афганистану, рассказывает.
    .   В один из дней едем через перевал Саланг. За последние тридцать лет я проехал и прошел этим путем десятки раз, но вновь и вновь поражаюсь его величию, дикой красоте и результатам колоссального, самоотверженного людского труда. Кажется, такую дорогу могли построить лишь неземные исполины, настолько неприступным и суровым выглядит Гиндукуш..
        Причем, построить шоссе было мало, самое главное – тоннель на границе вечных снегов. Афганцы предлагали реализовать этот проект американцам, немцам, итальянцам, французам, но те потребовали обеспечить комфортные отели с барами, бассейнами, теннисными кортами, зарплату в 40 тыс. афгани (наши получали 5 600), да и цену за строительство завернули такую, что весь Афганистан попал бы в кабалу на десятки лет. А дорога была необходима жизненно, без нее стопорилось развитие, страна распадалась на две половины – промышленный таджико-узбекский Север и сельскохозяйственный пуштунский Юг. - условно говоря.

        С течением времени значение этой дороги только возрастало, теперь без нее Афганистан невозможно представить. За день по этому пути проходят тысячи грузовиков, автобусов, бронемашин, такси и прочих «бурубухаек», хотя в 60-годы проектная пропускная способность закладывалась на уровне 600 машин в сутки. Представляете, какой запас прочности, надежности и потенциал развития был заложен!. 
        Спасение пришло 8 апреля 1958 года, между Советским Союзом и Королевским Правительством Афганистана был подписан Контракт о строительстве автогужевой дороги через горный хребет Гиндукуш. 2 сентября 1964 года стороны приняли Акт приемки в постоянную эксплуатацию автомобильной дороги Джабаль-ус Серадж – Доши. Основными производителями работ стали московские метростроевцы, обучившие своему мастерству сотни афганцев. В первые годы строительством руководил В.Федоров, главными инженерами северного и южного порталов были В.Иванников и Г.Овчаренко, главным механиком Н.Картавец, маркшейдерами В.Копылов и В.Соловьев, взрывником Д.Гродский, бригадирами П.Ратников, М.Родин. К сожалению, в этой статье всех специалистов перечислить не удастся. Король Афганистана Захир Шах, не раз приезжавший на стройку, оценил объект на «отлично» и вручил многим специалистам афганские ордена.

        Кто-то может подумать, что период по времени слишком долгий, но он вместил все – изучение геоподосновы, прокладку маршрута, разработку проекта, подбор специалистов, изготовление уникальной технологии и многое, многое другое. Сами работы тоже велись в тяжелейших, а порой и опасных условиях. Достаточно сказать, что на Саланге зима длится девять месяцев, сильнейшие морозы, ураганные ветры, снегу наметает по 3 – 4 метра, лавины сносят тягачи и автобусы вместе с людьми как спичечные коробки, высота 3 400 метров, но многие работы приходилось вести на уровне 5 600 метров, сильно сказывалось кислородное голодание, всегда, на всякий случай, приходилось носить с собой валидол. В таких условиях могли работать только «шурави». К сожаление, не обошлось без несчастных случаев. Первым погиб взрывник Николай Урдин, говорят, веселый, жизнерадостный парень, замечательный отец и муж. После него Саланг забрал жизни еще семи метростроевцев.

        Пробивка тоннеля шла буро-взрывным способом, порода – сильно трещиноватая, обводненный гранит, с постоянной угрозой обвала. В месяц удавалось продвигаться максимум на 95 метров. В итоге, общая длина тоннеля составила 2,7 км, с подходной галереей на южном участке — 3,6 км, на особо лавиноопасных участках возведено еще около 12 км галерей.


        До 1973 года тоннель на Саланге считался самым высокогорным в мире, был внесен в Книгу рекордов Гиннеса. В 1983 году без остановки грузопотока в сооружении началась генеральная реконструкция, была установлена новая дизель-электростанция, заменены все кабели, смонтирована мощная система вентиляции, установлены камеры наблюдения, пожарная сигнализация, телефонная связь и т.д. В результате, пропускная способность тоннеля увеличилась в разы, к примеру, в середине июля за световой день проходило примерно свыше 2 700 машин.
        В 1997 году, по приказу Ахмад Шаха Масуда, южный портал и несколько пролетов в середине тоннеля были взорваны, чтобы предотвратить продвижение боевиков Талибана на север страны. В конце 2001 года специалисты российского МЧС расчистили завалы, и движение восстановилось. После этого тоннель пытались отремонтировать французы, турки, кто-то еще, но из-за глубокой колеи на дороге многотонные фуры падали набок (наблюдал это лично).


    ВЯЧЕСЛАВ НЕКРАСОВ
    Кабул – Саланг – Мазари-Шариф


    Афганская война 1979-1989 годы

    (кратко)

    Северный портал туннеля Саланг (pastvu.com)

        Туннель связывал дорогу между Пули-Хумри, и Кабулом через перевал высотой 3878 метров и являлся важной транспортной артерии с расстоянием в 300 километров.
        Во время Афганской войны, туннель являлся стратегическим объектом и по нему шли многочисленные колонны с грузами, топливом, боеприпасами в Кабул. Душманы много раз пытались уничтожить тоннель на Саланге, чтобы прервать поток грузов и тем самым ослабить группировку "шурави", постоянно устраивали на подъездах засады. Особенно доставалось здесь водителям колон, опасно было служить водителем на бензовозе. Существовала опасность, что душманы предпримут попытку заминировать тоннель, и поэтому-то возле обоих входов-выходов находились заставы саперов.  Тоннель обслуживал 692-ой отдельный дорожно-комендантский батальон 40-й армии, позднее 278-я отдельная дорожно-комендантская бригада дорожных войск ВС СССР.

        На перевале стоит обелиск рядовому Сергею Мальцеву. После вывода советских войск афганцы снесли сотни советских памятников, но этот не только не тронули, но и облагородили. 1985 год. Водитель Сергей Мальцев выехал из тоннеля, когда неожиданно навстречу его машине выехал большегрузный автомобиль. Он был набит мешками, а сверху сидело около 20 человек афганцев, преимущественно детей. Сергей резко повернул руль – машина на полном ходу врезалась в скалу. Он погиб, осознанно, спасая детские жизни, а мирные афганцы остались в живых. На месте трагедии местные жители поставили советскому солдату памятник, который уцелел до сих пор и за ним бережно ухаживают вот уже несколько поколений.   

        В связи с тем, что строился туннель в конце 50-ых начале 60-ых годов и не предполагалось, что через него будут проходит большие колонны автотехники, поэтому он был плохо оборудован системой вентиляции. Это и послужило причиной того, что в туннеле во время войны гибли военнослужащие от угарного газа.

    Колонна у туннеля Саланг

       3 ноября 1982 года в туннеле по одной версии произошла поломка автомобиля (или авария), колонны встали. В возникшей пробке водители не заглушили двигатели своих автомобилей и случилась беда.
       В этот день произошла самая массовая одновременная гибель советских солдат за всё время нахождения в Афганистане контингента советских войск. Главной особенностью этой потери стала её не боевая причина - произошло отравление личного состава выхлопными газами техники. Подобные единичные случаи в Афганистане происходили ранее и будут происходить позднее, но это была вторая массовая гибель людей именно на одном определённом участке, произошедшая из-за особенностей места происшествия и отсутствия элементарной службы регулирования движения на одном из самых ответственных и опасных отрезков дороги стратегического значения. Перевал Саланг - перевал в горах Гиндукуш, связывающий северную и южную часть всего северо-востока Афганистана.

       Во время Афганской войны, туннель являлся стратегическим объектом и по нему шли колонны с грузами, топливом в Кабул. Тоннель обслуживала 692-ой отдельный дорожно-комендантский батальон 40-й армии, позднее 278-я отдельная дорожно-комендантская бригада дорожных войск ВС СССР.

    Ступив за хребет Гиндукуша,
    Где солнце тускнело во мгле,
    Бессмертную русскую душу
    Пронес по афганской земле.

                                  (Виктор Верстаков )

    туннель Саланг, галереи

    По второй версии спланированная операция душманов под командованием Ахмад Шаха.
    Я больше склонен верить версии, что в тоннеле произошла авария. Об этом свидетельствуют воспоминания на форуме desantura.ru.

    вот некоторые из воспоминаний:
    -  "Евгений Р****к: .... В тот день там была авария. Лобовое столкновение Камаза с бурбухайкой. Камазом управлял солдат с Краматорска фамилия Кривошеев. Имени не помню. Пробка была на весь тоннель. ..."
    - "Александр М.: ... С 3 октября 1983г. по 13 ноября 1984г. я был помощником начальника армейской опергруппы по автомобильной службе на перевале Саланг. Собственно, опергруппа и была создана из-за ЧП в тоннеле. При встречном движении произошла авария, и из-за загазованности погибли люди. После этого движение было только односторонним; одни - сутки с севера на юг, в другие сутки - с юга на север, по времени - начало движения в 9:00, заканчивали - в 18:00. Тоннель проходили тридцатками (одновременно 30 машин), спереди и сзади тридцатку сопровождали УАЗ-469 дорожной бригады. На северном и южном порталах тоннеля дежурили 2-е эвакогруппы (бортовой тягач Зил-131 и гусеничный БТС). Наш личный состав обязательно имел противогазы с гопкалитовым патроном. Перед проходом тоннеля всегда был обязательный инструктаж по использованию гопкалитового патрона в условиях загазованности (моя прямая обязанность). При сильной загазованности (определяли по четвёртой лампе освещения тоннеля) - если её не видно, проход колон останавливали на 30 минут. Вот как-то коротко о тоннеле Саланг, где я служил 13 месяцев..."
    - фото погибших ребят в тоннеле Саланга с нашей 58 ОАВтБр, верхнего батальона.   Фото ниже


    Туннель Саланг, 1988 год

    К сожалению в тот момент по необъяснимой причине не были заглушены двигатели автомобилей, а военнослужащие, гражданские (контрактники из Союза) и афганцы (военнослужащие Демократической Республики Афганистан) стали выбираться из туннеля. Многих удалось спасти, но к сожалению в тот день в туннеле Саланг погибли:

    Официальные данные. скрыт текст про взрыв бензовоза.

    Официальные данные. скрыт текст про взрыв бензовоза.

    Трагедия на перевале
    Саланг. Засады на дорогах


    Саланг

    Луиза Мессеро

    Где пролегла дорога сквозь Саланг,
    Среди камней, разбросанных повсюду,
    Как обелиски, призраки солдат
    Которых я до смерти не забуду.

    Тех, кто горел в КАМАЗах и ЗИЛах,
    Кто падал в распроклятую зелёнку,
    На камни в неприветливых горах,
    Горячей кровью окропив щебёнку.

    Скелетами заржавленных машин
    Усеяна единственная трасса.
    Как верные хранители вершин,
    Построились железные каркасы.

    Нет обелисков павшим шурави
    И красного пылающего флага,
    Лишь чёрный дым моей души повис
    На всём пути солдатского Саланга.


    Светлая память всем, кто остался в туннеле Саланга.  Крепкого здоровья, кто успел спастись и выжил.


     

     

    8 чудо света

     

    ..

    Просмотров: 372 | Добавил: lsn0011 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Мы их помним
    Черный тюльпан
    Пользователи сайта
    Зарегистрировано на сайте:
    Всего: 384
    Новых за месяц: 0
    Новых за неделю: 0
    Новых вчера: 0
    Новых сегодня: 0
    Из них:
    Пользователей 143
    Проверенных: 238
    Модераторов: 1
    Админов: 2
    Из них:
    Парней: 304
    Девушек: 80
    Фото встречи 2020
    Атрибуты батальона
    Очередная встреча
    Календарь
    «  Апрель 2022  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930
    Печать страницы
    Ушли из жизни
    Архив записей
    Copyright MyCorp © 2024   Сайт управляется системой uCoz