Поздравляем всех автомобилистов с
"Днём военного автомобилиста"
Праздник тех, кто несет свою службу за рулем военной автомашины. Это одна из самых массовых специальностей в вооруженных силах.
Автомобильная техника в армии впервые появилась в тяжёлые годы первой мировой войны. Несмотря на малочисленность механических транспортных средств, и их несовершенность в сравнении с современной техникой, уже тогда стало ясно, что будущее за автомобилем, а не подводой.
Настоящий герой — не известный артист,
Он — обычный военный автомобилист.
Мы поздравим его с этим праздничным днём,
Скажем тост, и нальём, и все дружно споём,
"Автомобили, автомобили
Буквально все заполонили
Там, где вековая лежала пыль,
Свой след оставил автомобиль ..."
++++
Нарукавный знак рода войск: Автомобильные и дорожные (до 4 марта 1988 года) войска ВС СССР.
Эмблема автомобильных войск Советского Союза и затем России 1960-х - начала 1990-х годов. Нарукавный шеврон парадной формы производства 1985-1986 года.
Согласно указу императора Николая Второго, 29 мая 1910 года в городе Санкт-Петербурге была образована первая в Российской империи учебная автомобильная рота. Основной задачей подразделения являлась подготовка механиков-водителей для автомобильных частей русской армии. За довольно непродолжительный промежуток времени, первая авторота стала буквально центром автотехнического обеспечения войск вооружённых сил России и явилась прообразом всей будущей организации автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения Вооруженных Сил..
Спустя почти девяносто лет, 24 февраля 2000 года, глава министерства обороны Российской Федерации Игорь Дмитриевич Сергеев издал приказ № 100 Министра обороны РФ, который предписывал отмечать «День военного автомобилиста» в день образования первой автомобильной роты - 29 мая.
Теперь ежегодно 29 мая Вооруженные Силы РФ отмечают «День военного автомобилиста». Это профессиональный праздник не только военнослужащих Автомобильных войск, но и всех военных, кто по долгу службы управляет каким-либо транспортным средством.
Этот праздник отмечался во всех автомобильных частях ВС РФ и профильных военных учебных заведениях России по приказу Министра обороны РФ.
Немного истории
Знаки различия автомобилистов в армиях Белого Движения
Нажми на картинку
Эмблема автомобильной пулемётной роты - автомобильная эмблема, наложенная на эмблему пулемётных подразделений была введена в 1914 году .
В годы Первой мировой войны уровень моторизации в войсках был невысок, но свою роль автомашины сыграли, доказав перспективность использования, мобильность и маневренность в перевозке людей и грузов. К концу войны в армии было 22 автороты, имевшие почти 10 тыс. автомобилей.
Создание собственной автомобильной промышленности в годы индустриализации страны обеспечило армию потребным количеством автотехники. Есть цифра: более 101 млн. тонн самых разных грузов перевезли военные автомобилисты в годы Великой Отечественной войны. Но много ли скажет нам эта цифра? Однако если помнить, что именно автомобилисты в любых погодных условиях, в сложной боевой обстановке доставляли людей, боеприпасы, горючее и продукты прямо на поле боя, вывозили в безопасное место раненых, что автотехника использовалась и для буксировки артиллерии, и для монтажа и передвижения реактивной артиллерии и т.д. - становится очевидно, какое значение имел автотранспорт в годы войны.
И разве можно переоценить подвиги автомобилистов и в местах боев, и в тылу? Вспомним хотя бы Дорогу жизни блокадного Ленинграда. Один из участников тех событий подсчитал, что, если этот груз поместить в ящики из-под боеприпасов, то можно выстроить цепочку от Москвы до Владивостока. И все это - под бомбежками, с включенными фарами, чтобы не снижать скорость, с открытой дверцей кабины - чтобы успеть выпрыгнуть, если...
И сегодня автотехникой различного назначения оснащены все виды Вооруженных сил, автопарк составляет более 350 тысяч единиц. Почти треть из них ежедневно выходит в плановые рейсы. А значит, многие военные автомобилисты встретят свой профессиональный праздник в пути.
Боевая_машина_1-го_автобоевого_отряда.
История и празднование: 24 февраля 1918г. — председатель ВЦИК Я.М.Свердлов подписал Постановление о формировании специального воинского подразделения под названием «1-й автобоевой отряд при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете».
Первоначально численность подразделения была небольшой — до трёх десятков бойцов. Однако вооружены они были по тем временам неплохо: два броневика «остин», четыре грузовика «фиат» с установленными в кузовах на специальной вертушке спаренными пулемётами «максим», несколько легковых автомобилей и мотоциклов с ручными пулемётами. В списках автоотряда числился С.К.Гиль — личный шофёр В. И. Ленина.
Первым серьёзным заданием стало обеспечение безопасности переезда советского правительства из Петрограда в Москву в марте 1918г. Это особо важное мероприятие проводилось как настоящая чекистская специальная операция с соблюдением строжайшей секретности. Были выделены два бывших царских поезда с великолепно оборудованными вагонами. Их подогнали ночью к тихой и безлюдной железнодорожной платформе «Цветочная». Туда же были тайно доставлены охраняемые броневиками отряда ВЦИК члены рабоче-крестьянского правительства и перевезено все имущество. С погашенными огнями поезда медленно покинули место погрузки.
16 марта 1919г. после смерти Я. С.Свердлова, автобоевой отряд был переименован в 1-й Автоброневой отряд имени Якова Свердлова.
В начале 1921г. автобронеотряд переподчинён ВЧК, но продолжал выполнять задачи по охране советского правительства.
Красноармеец - шофер.
На петлицах эмблема автомобильных частей или подразделений
58-я отдельная автомобильная бригада ( 58оавтбр, войсковая часть (В/Ч) полевая почта (ПП) № 26039) — соединение в составе Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане (ОКСВА) в 1980—1989 гг..
159-ю дорожно-строительную бригаду (159дсбр) (войсковая часть (В/Ч) № 02172) в Республику Афганистан была направленна из Краснознамённого Дальневосточного военного округа (КДВО), дислокация город Белогорск, Амурской области. Личный состав был отобран из состава частей и подразделений, дорожных войск, выполняющих задачи по строительству АД, М55 «Байкал» и М58 «Амур», в районах Забайкалья и Дальнего Востока.
Введена в Афганистан в феврале - марте 1980г. в составе управления и 7-ми отдельных батальонов (4-ре отдельных автомобильных, два отдельных батальона механизации дорожно-строительных работ и отдельный ремонтный батальон).
Подчинялась штабу 40 армии (40А).
Личный состав частей и подразделений 159 дсбр занимался строительством и обустройством подъездов, военных городков, гарнизонов, ремонтом будущей штаб-квартиры ОКСВА.
Автомобильные колонны 58 оавтбр обеспечивали снабжение боеприпасами, горючим, продовольствием практически все части и соединения ОКСВА.
Основные маршруты следования колонн пролегали через перевал Саланг, Баграм, Кабул, далее — Джелалабад, Газни, Шахтджой, Гардез. Кушка-Герат-Шинданд-Кадагар.
С начала использовались автомобили ЗИЛ потом КАМАЗ. Солдаты и офицеры колонн 58 оавтбр проявили мужество и героизм, выполняя многодневные рейсы в условиях высокогорья и минной опасности. Колонны часто подвергались нападениям со стороны душманов.
58 оавтбр выведена из Афганистана в Советский Союз в феврале 1989г. и затем расформирована.
"Служба в Афгані"
Служба в Афгані
Випала для Вані.
Служба то є служба,
І солдатська дружба.
Дружба необхідна,
Кухня є похідна,
У далекім краї.
Є бандитів зграї.
Їздимо ми в КУШКУ-
Нас беруть на "мушку".
Жити нам охота,
Їде в гори рота.
Їде в гори рота;
Нас хранить піхота.
А у горах басмачі,
Їдять свіжі КАЛАЧІ.
А наївшись калачів,
Група злющих басмачів,
Підривають нам машини,
І горять пробиті шини.
Тоді в бій іде піхота,
Бо нам жить усім охота.
Помагають нам "вертушки"
І летять з душманів стружки.
Ми ж стріляєм із кабіни,
Обминаєм чорні міни.
Нам проїхати цю зону,
І подихати озону.
В переді ми бачим КУШКУ
Не дивись, браток, на мушку,
Там ніхто у нас не влучить.
А хто влучить - той получить.
автор - Иван Куценко, 2 рота, 1981-1983г.г.
** **
Немного об Отдельных Дорожно-строительных бригадах ГВСУ МО
(история создания бригад)
Отдельные Дорожно-строительные бригады были созданы в 1969 - 1971 годах.
Международная обстановка тогда была так накалена, что дело доходило до пограничных стычек с Китаем. Достаточно вспомнить бои за остров Даманский на Дальнем Востоке, бои у Джунгарских Ворот в Южном Казахстане.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1970 года № 878-301"О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии" были созданы четыре дорожно-строительные бригады 11-ти батальонного состава, с численностью 5 тысяч человек в каждой в Военно-строительном комплексе Министерства обороны СССР, которые были размещены и приступили в 1970 и в 1971 годах к строительству и реконструкции дороги Иркутск - Чита в районах Забайкалья и автодороги Актогай - Дружба в Казахстана с дальнейшей передислокацией после сдачи автодороги Иркутск - Чита и Актогай - Дружба на строительство автодороги Чита - Хабаровск - Находка.
Финансирование строительства и реконструкции осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно, один раз в год, на эти цели Советом Министров РСФСР.
Общая протяжённость дороги от Иркутска до Читы достигала 1 172 км (с подъездами), из них 566 км составляли существующие участки с твёрдым покрытием, а 606 км предстояло построить вновь силами трёх дорожно-строительных бригад.
- 70-ю ОДСБр в 1969 году сформировало Главное Военно-строительное управление Минобороны (ГВСУ МО) и направило ее строить автодорогу Иркутск - Улан-Удэ, участок Байкальск - Посольское протяжённостью 204,3 км.
- 146-ю ОДСБр в 1971 году сформировало Центральное управление Специального строительства Минобороны (ЦУСС МО) и направило ее на строительство автодороги Актогай - Дружба с выходом к границе с Китаем в районе Джунгарских ворот протяженностью 180 км.
- 159-ю ОДСБр в 1971 году сформировало Главное управление Специального строительства Минобороны (ГУСС МО) и направило ее на строительство автодороги Улан-Удэ - Чита, участок Мухоршибирь - Глинка, протяженностью 178,5 км.
- 160-ю ОДСБр в 1971 году сформировало Главное Военно-строительное управление Центра Минобороны (ГВСУ центра МО) и направило ее на строительство автодороги Улан-Удэ - Чита, участок река Блудная - Черемхово, протяжённостью 223,5 км.
В 1975 году для более оперативного руководства бригадами они были переподчинены Главному военно-строительному управлению Минобороны (ГВСУ МО).
Перед военными строителями была поставлены сложнейшие задачи. Им предстояло построить автодорогу Иркутск - Чита - Хабаровск - Находка при тяжелейших условиях.
Грунты многолетней мерзлоты и труднодоступные горные районы, скальные выемки 9 - 11 категорий, где без буровзрывных работ невозможно пройти ни 1 метра автодороги, болота с многометровыми выторфовками и сплошное бездорожье с 40-50 градусные морозами "красиво" дополняли общую картину производства дорожно-строительных работ.
Суровые социально - бытовые условия, отсутствие благоустроенного жилья, палаточные городки и вагончики еще больше усугубляли обстановку близкую к боевой.
Но воинские коллективы в этой тяжелейшей обстановке с честью справились с поставленными Партией и Правительством задачами.
Всего на дороге Иркутск - Чита было построено и введено в эксплуатацию 606 км дороги с асфальтобетонным покрытием по нормативам III технической категории, при этом было освоено 207 млн. рублей капитальных вложений (в сметных ценах 1969 года).
КАРТА.
Автодорога М 55, Иркутск-Чита.
.......
Автомобильный батальон нашей части, под названием 126-й отдельный авто-батальон (далее 126 ОАБ), был сформирован танкистом-подполковником Ковалёвым Иваном Сергеевичем в 1960 году, в городе Тирасполе (город Тирасполь входил тогда в Одесский военный округ) и подчинялся Главному Управлению Специального Строительства по строительству ракетно-ядерного комплекса. Первая передислокация батальона состоялась в Уральский военный округ - в город Нижний Тагил. Затем был переезд в Сибирский военный округ, город Тюмень, станция Богандинская. Позднее передислокация в Туркестанский военный округ, станция Тюра-Там, Байконур. В 1967 году батальон передислоцировался в Московский военный округ в Кострому, посёлок Сусанино. После Костромы - переезд в Приволжский военный округ, город Йошкар-Ола. В августе 1971 года, под руководством командира батальона Дорошенко В.Ф, батальон переехал в Забайкалье, в Забайкальский военный округ город Петровск-Забайкальский, где батальон был в распоряжении 159 Отдельной дорожно-строительной бригады и выполнял задачу по строительству рокадной автомобильной дороги М55 "Улан-Удэ - Чита". В Забайкалье батальону было определено местоположение на восточной стороне села Новопавловка, что в сорока километрах от города Петровск-Забайкальский. В 1979 году, в честь окончания строительства участка автомобильной магистрали "Улан-Удэ - Чита", восточнее ж/д станция Бада, у селения Зурун вдоль дороги установлен памятник "Памятник воинам-дорожникам 159 ОДСБр".
В 1980 году нашему батальону, в/ч пп 25909, предстояла следующая передислокация в Афганистан, в город Шинданд, куда он прибыл 14 марта, где он с честью выполнил свои задачи и 15.11.86 года был выведен через город Кушка с территории ДРА в Прикарпатский военный округ на Украину в город Ужгород.
В декабре 1986 года с остатков бойцов личного состава нашего батальона и бойцов личного состава других авто-батальонов сформирована в/ч 02949 (условное название 1666 ВСО), которая актом от 21.06.89 года была ликвидирована.
Автомобилист военный,
Очень ценится твой труд,
Пусть в дороге, непременно,
Все обстрелы и засады
стороной пройдут!
Мимо пролетят снаряды,
Друга выручит рука,
А заслуженные награды
Грудь украсят на века!
.
........
"Трудными дорогами Афганистана"
. . .
|