Автомобильные войска |
АВТОМОБИЛИ ВОЕННЫЕ - создаются по тактико-технико-экономическим требованиям вооружённых сил и предназначаются для перевозки л/с, воинских грузов, монтажа и транспортирования оружия и военой техники, буксировки прицепов и полуприцепов различного назначения и разделяются на транспортные (грузовые, в т.ч. авто-тягачи, седельные тягачи) и спец. (для размещения целевого оборудования). Грузоподъемность автомобилей от 0,25т. до 10т. в сухопутных войсках. Седельные и тяжелые тягачи способны буксировать полуприцепы и прицепы обшей массой до 75т., которые оборудуются лебедками, устройствами для отбора мощности и др. При изготовлении автомобилей используются унифицированные узлы и агрегаты; применяются преимущественно поршневые двигатели внутреннего сгорания.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВОЙСКА - специальные войска, состоящие из авточастей и подразделений, организационно входящих в состав соединений, объединений и тыла вооружённых сил. Предназначены для доставки материальных средств, перевозки л/с, эвакуации раненых, больных, имущества. В русской армии появились в 1910. Подвоз материальных средств в 40-й армии осуществлялся 59-й отд. армейской бригадой материального обеспечения (оабрмо). Каждый батальон 3—4-ротного состава. Кроме того, в состав абрмо в 1981г. входило 2 приданных автобатальона и 2 батальона осуществляющие подвоз материальных средств на территории Афганистана, которые дислоцировались в Термезе и Кушке. Армейская авиация имела свой отдельные батальон материального обеспечения (обмо), строительные части — 2 автобатальона. Каждая дивизия в своём составе имела обмо с количеством машин до 350 единиц и общей грузоподъемностью 2000т, в полковом звене — рота материального обеспечения (рмо). С 1981г. для подвоза материальных средств было задействовано 2568 единиц автомобилей и 1025 единиц прицепов окружного, армейского и войскового автотранспорта общей грузоподъемностью 16795т. Наиболее пригодными в тяжёлых климатических и дорожных условиях Афганистана оказались автомобили и гусеничные транспортеры-тягачи с дизельным двигателем. Автомобили с размещением кабины за двигателем обеспечивали лучшую защиту экипажей при подрывах на минах. Разработанная для авто типа КамАЗ и УрАЛ, локальная бронезащита позволила повысить безопасность при обстреле из стрелкового оружия калибра 7,62мм и попадания осколков мин и снарядов.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ — обеспечивали боевые действия 40-й Арми и осуществлялись 59-й оабрмо, дислоцировашиеся в Пули-Хумри (250км до совветско-афганской границы и до Кабула). Подвоз материальных средств с территории СССР осуществлялся по 2 направлениям: Кушка—Герат—Шинданд и Термез—Кабул. Всего в армейском звене подвоза участвовало до 3,5 тыс. ед. автотехники и в войсковом — 2,5 тыс. единиц. Из-за отсутствия ж/д, слабой сети аэродромов автотранспортом осуществлялось 95% перевозок материальных средств. Характеристика дорожной сети. Сеть автодорог развита слабо. Основная дорожная сеть — кольцевая автомагистраль Кабул—Пули-Хумри— Шибирган—Герат—Кандагар-Кабул и отходящие от нее 7 дорог к границам соседних государств. Однако и эта основная дорога на севере, Шибирган—Герат и на юге, Кандагар—Газни дорогами с твердым покрытием не соединены. Всего имеется 2,6 тыс. км дорог с асфальт, или бетон, покрытием. Ширина дороги 7м, свыше 300 мостов длиной 50м и свыше (т.е. 1 мост на каждые 8км.), 10 тоннелей, перевалы. Наиболее сложный участок дороги Термез—Кабул пролегает через горный массив Гиндукуш, с горными перевалами, в т.ч. перевал «Саланг» высотой 3947м с системой галерей, самым высокогорным в мире тоннелем протяженностью 2686м. Общая длина закрытой галереи свыше 6км, ширина проезжей части в тоннеле 6м, высота тоннеля — 5,25м, пропускная способность до 1 тыс. авто в сутки. Длина подъема и спуска: 80—100 км. Дорога Кабул— Джелалабад—Торхом шириной 7м, протяженностью 212км проходит по ущелью реки Кабул, местами по карнизам в стенках ущелья, в отдельных местах по тоннелям. Дорога по перевалам поднимается до высоты 2,3км крутыми подъемами. На дороге имеется 221 мост (1 км — 1 мост), из них 4 крупных и 7 тоннелей. Крутые повороты, подъемы, спуски, обвалы, оползни, падающие камни (зимой — снежные лавины и завалы), недостаточная грузоподъемность мостов (10—12т), недоступность рек для преодоления вброд и др. затрудняют движение. Характеристика движения. Средняя скорость движения автоколонн на дорогах с твердым покрытием в районах гор 10—30км/час. В горах вследствие понижения температуры воздуха, падения давления температура кипения в системе охлаждения снижается на 10%, мощность двигателя падает на 10—12%, расход топлива возрастает в 1,5—2 р., грузоподъемность снижается на 20—30%. Условия эксплуатации тяжелые. Пробег основного авто — КАМАЗ — 5320км. до списания — 50—60% при норме 175 тыс. км. Структура грузоперевозок: автобензин и дизельное топливо — до 65%, боеприпасы —7%, продовольствие — 10%, дрова и уголь — 10%, остальное имущество — 8%. Порядок построения автоколонн и режим движения. Автоколонны формировались обычно в составе роты. За начальника колонны следовал ротный, пункт питания, далее авто-взвод и тех. замыкание. Длина ротной колонны на марше — до 5км. В каждом взводе по одной штатной машине выделялось под 23-мм спаренные зенит, пушки "ЗУ-23" с приданным расчетом стрелков без брони. Связь между командирами роты, взводов и нач.тех. замыкания осуществлялась через р/с Р-123, на строенные на волну пунктов охраны маршрутов. Обычно плечо подвоза составляло 250—300км. Время движения составляло световой день, летом до 16—17 часов, продолжительность рейса — 5—6 суток. Дневные привалы обычно не делались, ночные привалы — в пунктах охраны маршрутов, которые находились вдоль дороги на удалении 5—25км. Движение колонн осуществлялось в сложнейших боевых условиях, при постоянных диверсионно-засадных действиях незаконных вооружённых формирований (см. Засады и диверсионные действия душманов на коммуникациях; Засады, диверсии и обстрелы колонн). Поэтому охране и обороне автоколонн придавалось особое значение.
ПРОВОДКА АВТОКОЛОНН С ВОЕННЫМИ, НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ГРУЗАМИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ - специфический способ б/д 40-й армии. Проводка автоколонн по дорогам, где не было постоянных сторож. застав, нередко принимала масштабы армейской операции. Планировалась штабом армии на основе армейского графика подачи мат. средств и заявок афг. стороны на перевозки грузов для войск и населения. Для проводки назначался руководитель б/д и выделялись сов. и афг. под разделения. В их задачу входило обеспечение охранения колонн на марше и блокирование наиболее опасных участков дорог путем выставления временных сторож застав. Для охранения колонны привлекалось не менее одного БТР (БМП) на каждые 10 машин, независимо от того, блокировался маршрут или нет. Подготовка трансп. и боевых подразделений велась по тому же графику, который устанавливался для подготовки к боевым операциям. Значительные сложности возникали, когда в состав колонн включались афг. воен. и граждан. автомобили — т.к. собрать и сформировать из них достаточно управляемое подразделение было трудно. Они же постоянно нарушали дисциплину движения в колонне (частые попытки остановок для молитвы, питья чая, выхода из-под охранения под предлогом поломки машины, особенно когда плата за доставку груза была по лучена до марша и др.). Для обеспечения проводки автоколонн применялись различные тактические приемы: блокирование дорог, выставление временных сторожевых застав на особенно опасных участках или по всей дороге-перемещения перекатами вперед боевых подразделений в ночное время; инженерная разведка и разминирование дороги; предварительное проведение б/д в р-нах, примыкающих к дороге; прикрытие колонн авиацией; нанесение упреждающих авиа- и артиллерийских ударов по господствующим высотам, удобным для засад местам, а также тем, которые предстояло занять блокирующим подразделениям и др.
ЗАСАДЫ, ДИВЕРСИИ И ОБСТРЕЛЫ КОЛОН — способ диверсионно-террористических действий незаконных военных формирований (далее – «НВФ»). Засадные действия душманов на основных магистралях страны были направлены, прежде всего, против колонн советских и афганских войск, выдвигавшихся в районы боевых действий, а также подразделений, сопровождающих военные и другие грузы. Засады организовывались с целью уничтожения боевой техники, автомашин с грузами, отдельных групп военнослужащих, захвата пленных, образцов боевой техники, вооружения и материальные средства. В зависимости от масштабов запланированных акций привлекался различный состав сил и средств. Тактика проведения засад зависела всецело от условий местности и выбираемых объектов. При организации засад против воинских подразделений или небольших автотранспортных колонн, как правило, создавалось эшелонирование сил и средства, используя выделенные для операции гр. только по целевому назначению с учетом возможности быстрого выхода из-под огневого воздействия войск. В 1-м эшелоне группы (далее – «гр.») захвата располагались душманы, вооруженные стрелковым оружием ближнего боя, которые, умело используя естественные укрытия и маскировку, подпускали объект на близкое расстояние 50—100м. и после этого осуществляли его обстрел. 2-й эшелон составляли расчеты РПГ, обеспечивающие огневое поражение бронетехники или автомобилей и др. целей. Они располагались за гр. захвата на удалении 50—150м от объектов. 3-й эшелон составляли гр. обеспечения огневой поддержки и прикрытия гр. захвата. Их позиции располагались на удалении 500—1000м от первых двух эшелонов. На вооружении они имели безоткатные орудия, минометы, ЗГУ, ДШК. В отдельных случаях создавались гр. отвлечения, задача которых заключалась в отвлечении части сил и средств от участка действий гр. захвата и обеспечении возможности последним выполнить свою задачу и уйти без потерь. Такая группа обычно открывала внезапно огонь по колонне и стремилась сковать боем подразделения охраны. В то же время колонна, прошедшая вперед уже без охранения, попадала в зону действия гр. захвата. При приближении колоны к месту засады, специально выделенные стрелки-снайперы открывали огонь по водителям и старшим машин. Для временного прекращения движения транспорта по дорогам, особенно в районах ведения б.д., душманы устраивали завалы в местах, где их преодоление и расчистка затруднены. Места завалов минировались, а на господствующих высотах оборудовались позиции ДШК и др. огневых средств. При нападении на колонну мятежники стремились раздробить ее на части для последующего уничтожения скоплений автомашин с грузом. Дробление колонн на части осуществлялось либо с помощью подрыва управляемых мин в середине колонны, либо расстрелом из РПГ. Иногда основная часть машин пропускалась, а нападению подвергались отставшие, а/м. В последние годы широко применялось минирование участка дороги на протяжении 100—150м, где закладывали до 8—10 фугасов, управляемый подрыв которых осуществлялся одновременно. Мятежники активизировали работу по насаждению агентуры в пункты формирования колонн для получения упреждающей информации о графике их движения, составе и наличии охраны. Это давало им возможность правильно оценить обстановку и выбрать благоприятные условия для нападения. В ряде случаев нападения НВФ на воинские колонны были успешными. Этому способствовали: слабый и несистемный контроль за несением службы охраны, организацией обороны дорог; недостаточное знание подразделениями охраны тактики диверсантов; отсутствие организованного наблюдения за местностью; низкая тактическая подготовка командиров, что приводило к прямолинейности решения боевых задач. Как показал боевой опыт, стационар, посты на маршрутах движения колонн существенной роли обычно не играли. Душманы обычно проводили диверсионные вылазки в промежутках между постами и, совершив нападение, нередко безнаказанно уходили в горы, что потребовало от командования 40-й армии вводить дополнительные подразделения для прочесывания местности и населённых пунктов, расположенных вдоль маршрутов.
ЗЕЛЕНКА (воен. лексика) — зеленая зона вокруг населённых пунктов, вдоль дороги, наиболее опасные участки с точки зрения вероятности засад.
ПЕРЕВОЗКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ И АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ - главной проблемой при организации транспортного обеспечения б.д. войск являлось полное отсутствие на территории Афг-на железных дорог. Материальные средства для 40-й армии доставлялись ж/д транспортом на перевалочные базы в р-ны г.Термез—Хайратон, г.Кушка—Турагунди, а далее, в зависимости от складывающихся условий, автомобилями, воздушным, речным транспортами и по ПМТП до армейских (войск.) складов. Поэтому подводящие к границе с Афганистаном участки ж/д. играли исключительно важную роль. Ж/д направления включали 2 подводящих к гос.границе участка: Бухара, Карши, Термез, Хайратон — протяжённостью 490км. и пропускной способностью 22 пары поездов в сутки; Мары, Кушка, Турагунди — 315км., 14 пар поездов в сутки. До 1982г. перевалочные базы ТуркВО находилась на тер. СССР и располагались на ж/д участках, выводящих к гос.границе. При всей важности др. видов транспорта, основным при осуществлении перевозок был автомобильный транспорт. Советские воины-атомобилисты в среднем за год перевозили по афганским дорогам 780тыс. тон грузов, 57тыс. тот доставлялись водным путем и св. 40 тыс. тон — авиацией. Ежедневно в движении находилось из 86 сформированных 25—30 автоколонн или 1000—1500 автомобилей. Основу транспортных коммуникаций при осуществлении автоперевозок в Афг-не составляли автодороги, которые изобиловали большим количеством тоннелей, мостов, крутых подъемов, спусков и др.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПУТИ СООБЩЕНИЯ — общ. протяженность автодорог Афг-на к 1979г. составляла 18,3тыс.км, из них 15% с твердым покрытием. Ср. плотность автодорог — 2,8км. на 100кв.км. территории. Наиболее обеспечены дорож. сетью юго-западный и центральный р-ны Афг-на. Автодорожная сеть страны связана с городами сопредельных государств 13 маршрутами. Тех. состояние дорог с твердым покрытием сравнительно высокое и допускает движение автотранспорта со скоростью 60—100км/ч при массе трансп. средств 60—80т. Ср. пропускная способность дорог 3-4тыс. автомобилей в сутки, дорог с твердым покрытием 6-8тыс. При помощи СССР построены совремённые автодороги Шерхан-Кабул и Кушка-Герат-Кандагар, которые позволили установить прямую автодорожную связь между СССР, Пакистаном и Индией. Основой дорожной сети являлась кольцевая автомагистраль Кабул— Пули-Хумри—Шибарган—Герат-Кандагар— Кабул и отходящие от нее 7 дорог к границам сосед, государств: к границе с СССР 4 дороги: Пули-Хумри — порт Ширхан; Мазари-Шариф—Хайратон; Герат—Кушка; Янги-Арык—Хуштапа; к границе с Ираном дорога Герат— Исламкала; к границе с Пакистаном 2 дороги: Кандагар— Спинбальдак; Кабул—Торхам. Автотранспорт в Афг-не — осн. вид транспортной системы страны. На его долю приходится подавляющая часть внутр. и внеш. грузооборота. Большая часть территории (около 85%) труднопроходима и непроходима для боевой и транспортной техники. Высокие и средневысокие горы и нагорья (горы Гиндукуш, Сулеймановы хребты: Ваханский, Сефид-Кух (Паропамиз), нагорье Хазараджат), занимающие центр, и вост. части страны образуют мощную преграду протяженностью около1500км. и шир-й до 400км. на пути из СССР через Афг-н в Индию и Пакистан. Наиб. труднодоступный горный рубеж образуют горы Гиндукуш, Сефид-Кух (Паропамиз) и Ваханский хребет, пересекающие Афг-н с востока на запад. Горы состоят в основном из ряда параллельных высокогорных хребтов и глубоких крутосклонных долин. Осн. транспортными путями здесь являются вьючные тропы. Перевалы расположены на абсолютной высоте св. 3000м. и открыты с апр.-мая по сент.-окт. В восточной части гор Гиндукуш, на хребтах Ваханский и Сефид-Кух (Паропамиз) перевалоч. седловины узкие, часто покрыты снегом и льдом, подъемы и спуски крутые. В запад, части гор Гиндукуш, Сефид-Кух (Паропамиз) и Сулеймановых седловины широкие, но проходы в них очень трудные, изобилуют крутостями и скалистыми дефиле. Сквозных поперечных долин почти нет. Сулеймановы горы преимущественно высокие, сильно расчлененные, являются горной преградой на вост. участке границы с Пакистаном. Нагорье Хазараджат труднопроходимо, а местами непроходимо для техники. Движение вне дорог в горах наиболее удобно по долинам рек. Наиболее важные проходы с тер-рии СССР: Зольфагарский, от границы через Афг-н в Иран по долине безымянной реки; от Кушки к Герату, через перевал Рабати-Мирза (абс. высота - 1580м.), далее на юг страны по Джиджэмскому проходу; Баламургабский, от границы по долине р. Мургаб через Калайи-Нау к Герату. Проходы с тер-рии Афганиста на: Вардуджский, от Файзабада по долине р. Вардудж к границе с Пакистаном через перевал Аграм-Ан (абс. высота — 4891м.); Хайберский, по долине р. Хайбер в Пакистан. На территории Афг-на: Ташкурганский, от Хульма на юг по долине р. Саманган, по усовершенстму шоссе на Кабул; Шикаридский, по долине р. Шикарида, по шоссе на Бамиан.
ГРУЗЫ ВОИНСКИЕ — принадлежащие вооружённым силам военная техника, боеприпасы, ГСМ, про довольствие и др. материальные средства, находящиеся в процессе транспортировки. Делятся по: транспортным свойствам — на штучные, навалочные, сыпучие, наливные и т.д.; физ. свойствам — на опасные и неопасные; условиям хранения — на требующие специальных или обычных закрытых помещений или хранение которых допускается вне помещения.
РАСХОДЫ СССР - за 1980-1989г.г. составили только по поставкам Афганистану специмущества 9,1 млрд. руб. По годам (млн. руб.):
1980 г. - 267,6 1985 г. - 516,3
1981 г. - 231,5 1986 г. - 579,1
1982 г. - 277,9 1987 г. - 1063,4
1983 г. - 221,4 1988 г. - 1629,0
1984 г. - 366,3 1989 г. - 3 972,0
В 1990г. поставлено специмущества еще почти на 1 млрд. руб. Содержание 40-й армии ежегодно обходилось около 7,5 млрд. руб. (ежедневно — 20,5 млн. руб).
ПОТЕРИ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ со ставили: самолетов - 103, вертолетов - 317, танков - 147, БМП и БТР - 1 314, орудий и минометов - 433, автомобилей - 11 309, инженерной техники - 11 369, радиостанций и командно-штабных машин - 1 138. (информация взята из словаря-справочника "ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СПЕЦОПЕРАЦИЯ СССР В АФГАНИСТАНЕ",2-е издание,Киев - 2008)